11

                                                                                      

Сия, писана быша, да веруете яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его (Иоан. 20, 31).

Мудры и святы уставы нашей Православной Церкви: всякое благое дело благословляет она начинать и оканчивать молением, прошением и благодарением, и ныне собрались мы в храме Бога живого принести в наступивший день новолетия – искреннее благода­рение Подателю жизни Господу нашему Иисусу Христу за сохранение нас в прошедшей и вместе с тем испросить у Него милостей для наступившей новолетней годины. Волей Божией из христиан право­славных в истекший год многие переселились из настоящей плачевной юдоли в мир вечности: алчная смерть равнодушно похищала то дитя из рук любве­обильной матери, то жену из объятий мужа, то отца из среды необеспеченных его детей, то богатого силами юношу, надежду и опору старости, то цвету­щую красотой девицу, проходя мимо усталого жизнью, убеленного сединой, маститого старца; не сохраняли от ее захватов ни вопли, ни рыдания сирот, ни слава и богатство, ни мощное телесное здоровье, ни земное человеческое счастье. А мы, между тем, вступаем в новолетие волей Божией, которая дает людям дыхание и дух ходящим по земле (Ис. 42, 5), начали продолжать свое существование, пользо­ваться тем даром, который для нас милее всего на свете, драгоценнее всех земных благ, с ко­торым мы расстаемся, когда настанет время, с по­током слез, горем, рыданием, вообще с нрав­ственной и физической борьбой. Это последнее указы­вает нам на величие дара, каким мы пользуемся теперь и какого лишаются, по-видимому, переселив­шиеся уже от нас в жизнь загробную. Возблаго­дарим же Господа Жизнодавца, сохранившего нам дар жизни и в наступившее новолетие (Деян. 17, 25).

Но дар жизни нашей поддерживается Господом для прославления дел Божественных, чтобы сиять подвигами веры и благочестия на славу Божию и спа­сение нас грешных. Так во время оно праведники верой победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львом, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от не­мощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр. 11, 33-34). Едва ли кто из предстоящих здесь может сказать о себе, что он живет теперь, как избранник Божественный, как праведник, что в своих действиях не виновен ни перед Богом, ни перед людьми. Не говорит ли совесть каждому из нас, что вся жизнь наша по преимуществу в беззакониях проходит, и жи­вем мы не ради славы Божией, но только по долго­терпеливому милосердию к нам Божественному, и должны жить для приуготовления себя к жизни луч­шей, счастливой по-христиански, от которой будет зависеть вечная участь наша в жизни загробной.

Благочестивые слушатели! Година прошедшая, а равно переход из жизни временной в вечную на­ших родных и близких знакомых, указывают нам на то, что и мы здесь странники и пришельцы, не имеем града пребывающего, но грядущего взыскуем, и для нас настанет время, может быть, в наступившее новолетие, когда мы должны будем расстаться со всем тем, что нас здесь увлекает, прельщает, порабощает, и переселиться в жизнь вечную. Отраден этот переход для тех, которые век свой земной посвящают на служение Богу, и страшен для нас, служителей мирской суеты, чело­веческой прихоти. Не пора ли нам, рабам сует, позаботиться приуготовить себе жизнь счастливую, блаженную в вечности. На то Господь дарует нам годину и бытие новолетнее. А как мало требуется от нас для созидания себе счастья в мире загроб­ном, где нет ни болезни, ни печали! Этот залог вечной жизни составляет вера и необходимо соеди­ненные с ней добрые дела. Сам Христос Спаси­тель говорит об этом так: се есть живот вечней, да знают Тебе, Единого Истинного Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа (Иоан. 17, 3); без веры невозможно угодити Богу: все, еже не от веры, грех есть и несть иного имени под небесем, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Христова, един бо есть ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех. Эта вера должна быть живая и деятельная, должна про­являться в исполнении учения Христа Спасителя и свя­тых установлений Православной Христианской Церкви, добрых и богоугодных делах, совершаемых на христианское счастье и наших ближних. Эти то добрые дела необходимы для сохранения, оправдания и чистоты, приобретаемых в крещении, необходимы потому, чтобы пользоваться дарами Св. Духа, получен­ными чрез таинства, для оправдания и спасения на­шего на страшном суде (Мф. 25, 31-46). Род че­ловеческий и искуплен для добрых дел: того есмы творение, говорит Ап. Павел, созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Ефес. 2, 10). О необходимости доб­рых дел при исповедании веры Ап. Иаков гово­рит так: как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26).

Вера во Христа, дая нам живот вечный в бу­дущей жизни, наделяет нас счастьем и в на­стоящей временной юдоли, представляет возможность испытывать в некоторой мере то блаженство, какое предназначено для праведников за гробом. Вера ставит нас в сыновние отношения к Богу Отцу, соделывает всех людей братьями о Христе, рас­пространяет между ними мир и любовь, созидает из них Церковь Христову, в которой они приуго­товляют себя к блаженной жизни в будущем. Вера многострадательной жизни человека дает смысл и указывает истинную цель. Верующий знает, что он живет на земле для жизни вечной, а потому для него житие временное весьма дорого. Под благодетельным освящением веры мы воспитываем и укрепляем в себе твердое убеждение, что при всем разливе зла в мире, однако не одно зло цар­ствует в нем, но находит широкое место и добро, и что силой Божией всякое зло со временем непре­менно побеждается добром, а с течением веков злу вообще предстоит совершенное уничтожение, добру же постепенное возвышение и, наконец, полная по­беда, совершенное торжество. Отсюда вера, при всех наших жизненных невзгодах и страданиях, под­держивает в нас дух мужества, помогает нам твердо и без отчаяния переносить разные перевороты пашей судьбы, внушает нам терпение во имя Хри­стово. Отсюда, при всем господстве зла в мире, мы научаемся с любовью относиться к миру, как к творению Божию и ко всем людям, как к нашим братьям, призванным к одной и той же цели, – к блаженству с Богом. Вера в Бога, далее, укрепляет и освящает авторитетом Божественных заповедей кровные узы семейные, устанавливает правильные, на истинно-человеческих началах основанные, отношения между родителями и детьми (Ефес. 6, 1-4), сообщает прочность, неразрывность связи отношениям между мужем и женой, возвышая их союз до подобия таинственному союзу Христа с Цер­ковью; освящением закона и власти она ограждает порядок в нашей частно-семейной, общественной и государственной жизни. Вообще, в недрах веры Христовой все народы земли и каждый человек от­дельно находят себе мир и покой по непреложному обетованию Самого Господа: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Какое неоцененное счастье быть верующим христианином!

Да поможет нам Господь в наступающее лето жить для счастья вечного и временного. А сами мы не будем увлекаться модными лжеучениями, которые распространяются ныне самозваными учителями, святотатственно присвоившими себе не принадлежащее им право учительства (Ефес. 4, 11). Будем слу­шаться гласа св. Церкви, ее пастырей, учителей и по сему гласу Божественному веровать и поступать в своей жизни. Тогда-то мы, благочестивые слушатели, будем счастливы в жизни будущей, и здесь на земле устроим подобие Царства Божия. – Аминь.