11

                                                                                      

Рождественское послание

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Хрис­тос Господь. (Лк. 2, 10-11)

От всей души приветствую вас, возлюбленная и богодарованная паства моя, с великим и святым праздником Рождества Христа Бога Спасителя нашего. Окончились уже продолжительные дни рождест­венского поста. Ныне слышим мы торжественные напевы священных песнопений. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Ныне звучит умилительная церковная песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Как хотелось, возлюблен­ные, чтобы в сии святые дни и наша душа исполнилась чувствами ра­дости и мира, которые видим у светоносных Ангелов, славословивших рожденного Богомладенца, у вифлеемских пастухов, пришедших по­клониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке ми­ра злато, ладан и смирну.

Приидите же все, любящие Христа Спасителя, оставим свои жи­тейские думы, настроения и заботы, окружим ясли, «в нихже возлеже невместимый Христос Бог», и поразмыслим: чему поучает нас Богомладенец? Почему в убогом вертепе, а не в богатых палатах, даже не в удобном человеческом жилище рождается Владыка неба и земли?

Пречистая Дева Мария со старцем Иосифом, хранителем Ее дев­ства, прибыла из Назарета в Вифлеем на перепись. Было много народа по случаю переписи, и все дома оказались занятыми. В Вифлееме насту­пило для Девы Марии, как повествует святой евангелист Лука, время родить. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в яс­ли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7). Так просто и кратко говорит о сем святой евангелист. Но здесь глубокий смысл для нас.

Лежащий в убогих вифлеемских яслях Богомладенец говорит нам о ничтожности всех земных преимуществ: богатства, славы мирской, удобств внешних. Какая всему этому цена, если Сам Всемогущий Бог, Тво­рец и Владыка вселенной, рождается в безвестности и нищете! Поучись, возлюбленный, у яслей Богомладенца смирению и вольной ради нас ни­щете Христовой, ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогати­лись Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Не скорби о тех лишениях, бедности, ка­кие несешь ты в земной жизни. Вспомни, что Сам Бог в бедных яслях!

Зачем же родился Бог от Пресвятой Девы Марии? На это отвечаем словами Символа Веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Для того, чтобы нас возвести к Нему и вечной блаженной жизни с Богом, принял человеческое естество без греха Бог Слово. До­рогой ценой Иисус Христос открыл нам вход в Царство Небесное. Убо­гая вифлеемская обстановка была началом того уничижения, в котором пребывал Христос Бог на земле. Припомним, возлюбленные, что вско­ре после рождения Богомладенца жестокий Ирод ищет смерти Дитяти, и Пречистая Дева Мария вместе со Своим Сыном и старцем Иосифом бегут в далекий Египет (Мф. 2). А когда Спаситель выступил на общест­венное служение роду человеческому, сколько вражды, злобы, ненавис­ти к Христу Богочеловеку проявили книжники и фарисеи, и все это за­кончилось неправедным судом и позорным распятием Бога и Господа нашего Иисуса Христа на кресте. И все это терпеливо и безропотно пе­ренес Спаситель наш из любви к грешному миру. О, великая и неизреченная милость Божия к нам многогрешным! Благодари же, возлюбленный, за такое снисхождение к тебе Господа. Помни, что ты куплен дорогою ценой (1 Кор. 6, 20), и стремись к будущей, вечной бла­женной жизни, куда предтечею за нас вошел Господь (Евр. 6, 20).

Когда родился на земле Христос Бог, Ангелы воспевали песнь мира. Почему? Потому что только Спаситель и Бог может внести в жизнь лю­дей действительный мир. Без Христа Спасителя в жизни людей — злоба, вражда, ненависть, нестроение. А Богочеловек научил людей любви совершенной, даже и к врагам, смирению, кротости, взаимной уступ­чивости и терпению. И не только научил, а и помогает как Бог Своею вседеятельной благодатью быть Своим последователям любвеобиль­ными, кроткими, смиренными. О, если бы люди все познали Бога, ес­ли бы исполняли Его святые заповеди. Тогда воистину на земле был бы мир и среди людей благоволение.

У яслей Богомладенца дадим обет, возлюбленные, быть верными нашему Спасителю и Богу даже до уз смерти, постараемся исполнять Его святые заповеди, не увлекаться никакими суетными приманками, но будем смотреть на земную жизнь как на приготовление к вечной блаженной жизни в общении со Сладчайшим Иисусом Богочеловеком. Сего блаженства да удостоит всех нас по Своей богатой милости ро­дившийся Богомладенец, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава во веки. Аминь.

Харьков. 25 декабря 1925 года