Д.А. Троицкий. Институт истории культур, доцент
 Памятные места истории Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
(В помощь паломнику и экскурсоводу)


Д.А. Троицкий
Институт истории культур, доцент

Современная эпоха характеризуется стремительным нарастанием интереса к духовному наследию различных культур и цивилизаций, а одной из наиболее распространенных форм проявления этого интереса является развитие паломничества и религиозного туризма. Это явление наблюдается в самых разных регионах мира. Как известно, объектами паломничества и религиозного туризма являются святыни – понятие общее для всех религий. История России была неразрывно связана с судьбами христианства, а после разделения христианства – с судьбами Православия. Поэтому в позднейшее время наибольшей востребованностью в области внутреннего паломничества и религиозного туризма стали пользоваться паломнические и экскурсионные туры к местам, связанным с жизнью и деятельностью древних подвижников благочестия – преимущественно монахов. В программах всех паломнических служб и турагенств, занятых в этой сфере деятельности обязательно предусмотрены поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Валаамский и Соловецкий монастыри и т.д. Между тем Россия и, в особенности, Московский регион обладают помимо широко известных святынь поистине уникальным, но, к сожалению, все еще недостаточно востребованным паломническим и экскурсионно-туристическим потенциалом, связанным с духовно-нравственным подвигом Новомучеников, Исповедников и Подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ века [1-5]. Знакомство с жизнью, деятельностью и жертвенным подвигом Новомучеников вызывают у многих людей естественное желание побывать на местах, связанных с ними. Для данного конкретного человека особенно близкими могут оказаться подвижники, жизнь и подвиг которых были связаны именно с тем местом, где живет этот человек и которое освящено подвигом Новомучеников. Ответом на эту потребность явилась разработка на основе результатов историко-краеведческих исследований паломнических и экскурсионных маршрутов по этим мес­там. Паломнический и экскурсионно-туристический потенциал, связанный с подвигом Новомучеников и Исповедников в целом, включает:

I. Учебные заведения, в которых учились будущие Новомученики.

II. Храмы, в которых служили Новомученики.

III. Места, связанные с жизнью Новомучеников.

IV. Места заключения и допросов.

V. Места мученического подвига – казней.

VI. Могилы.

VII. Храмы, в которых находятся святые мощи Новомучеников и Исповедников.

VIII. Храмы, являющиеся местом пребывания иных святынь (иконы с частицами мощей Новомучеников и Исповедников, предметы, принадлежавшие мученикам (например, детали облачения, богослужебные предметы, личные вещи, книги и др.); иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иконы, изображающие Новомучеников и Исповедников, иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века).

IX. Мемориалы и памятные знаки, посвященные погибшим в годы лихолетья, в том числе Новомученикам.

X. Храмы, освященные в честь Новомучеников.

XI. Музейные экспозиции, посвященные Новомученикам.

Особое место в истории русской святости XX века занимает Москва. В Москве на Поместном соборе 1917 – 1918 годов было восстановлено патриаршество в России. Избранный на этом соборе патриарх Тихон ныне возглавляет Собор Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви. В Москве учились, проходили служение и совершили свой исповеднический и мученический подвиг сотни Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви. Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской включает более полутора тысяч имен, более четверти из них – это Московские Новомученики и Исповедники. Причем Московские Новомученики и Исповедники составляют более четырех пятых Собора Московских святых. (Собор Московских святых включает 544 имени, из которых 457 – входят в Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской).

Москва уникальна в отношении концентрации мест, связанных с жизнью и деятельностью Новомучеников. Путь многих из них начинался с учебы в Московской духовной семинарии, которая до революции располагалась в Москве, и которая освящена именами десятков выпускников – Новомучеников (Бывшая усадьба Стрешневых, Остерман-Толстых в настоящее время – Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства). Главный ВУЗ России – Московский университет – единственное в мире светское учебное заведение, освящённое целым сонмом святых – именами как минимум двенадцати святых Новомучеников. К их числу относятся мученик Иоанн Попов – крупнейший учёный-патролог, профессор Московской Духовной академии, работавший по совместительству в Московском университете на историко-филологическим факультете на кафедре истории Церкви, а позднее – на кафедре философии древних веков; преподобномученик Серафим (Тьевар) (в миру – А.М. Тьевар), учившийся в Московском университете – ближайший ученик И.В. Попова, подававший блестящие надежды как ученый; священномученик Илия Громогласов – видный специалист в области церковной истории, профессор Московского университета, работавший на юридическом факультете на кафедре церковного права; мученик Михаил Новосёлов – известный просветитель, издатель и религиозно-общественный деятель, окончивший историко-филологический факультет Московского университета; целый ряд священнослужителей, в молодости учившихся в Московском университете. Жития этих святых к настоящему времени опубликованы [1-3]. Ниже приведен список Новомучеников Московского Университета.

1.       Мученик Михаил Новоселов. [3, т. «Январь – май», с. 41].

2.       Преподобномученик Феодор (Богоявленский). [3, т. «Июнь – Август», с. 72].

3.       Священномученик Вячеслав Занков. [3, т. «Сентябрь – Октябрь», с.94].

4.       Священномученик Владимир Амбарцумов. [3, т. «Сентябрь – Октябрь», с.206].

5.       Священномученик Сергий Мечев. [3, т. «Декабрь», с.156].

6.       Священномученик Борис Назаров. [3, доп. т.1, с. 24].

7.       Священномученик Петр Петриков. [3, доп. т. 1, с. 187].

8.       Мученик Иоанн Попов. [3, доп. т. 2, с. 24].

9.       Священномученик Илия Четверухин. [3, доп. т.2, с. 240].

10. Преподобномученик Серафим (Тьевар). [3, доп. т.3, с. 199].

11. Священномученик Владимир Пищулин. [2, т. «Январь», с.398].

12. Священномученик Илия Громогласов. [1, т.3, с.411].

Из светских учреждений не только Московский университет освящен именами Новомучеников, но и ряд других учреждений культуры (например, Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева (сщмч. Иоанн Артоболевский), Московский государственный педагогический университет (прмч. Косма (Магда), Строгановское училище (мч. Михаил Строев), Государственная Третьяковская галерея (сщмч. Илия Четверухин) и даже Союз композиторов России (сщмч. Георгий Извеков).

В Москве есть районы, связанные с именами целого ряда мучеников за веру. Так, например, на улице Большая Ордынка расположены друг против друга храм святителя Николая Мирликийского в Пыжах и Марфо-Мариинская обитель. Прихожанкой храма святителя Николая в Пыжах и певчей на клиросе была в течение некоторого времени мученица Татиана Гримблит (в настоящее время там находится икона мученицы). Её духовным отцом в то время был настоятель этого храма архимандрит Гавриил (Игошкин), впоследствии преподобноисповедник. В свою очередь о. Гавриил был духовным сыном архимандрита Сергия (Сребрянского), также впоследствии преподобноисповедника, настоятеля Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Сама же обитель была основана великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой, погибшей мученической смертью. Перед храмом стоит памятник преподобномученице Елизавете (Романовой), созданный замечательным скульптором В.М. Клыковым. Таким образом, святые Новомученики и Исповедники подлинно образуют единую духовную семью не только в пакибытии – многие из них при жизни находились в тесных духовных отношениях.

Подвижническое служение Новомучеников в условиях гонений приводило их к арестам и тюремному заключению, которое они отбывали преимущественно в Таганской, Лефортовской или Бутырской тюрьмах. На углу улицы Большая Лубянка и Варсонофьевского переулка находится здание, в котором располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»). После допросов и тюрем жизненный путь многих Новомучеников завершился расстрелом. Самый известный расстрельный полигон в окрестностях Москвы, на котором закончился крестный путь большинства московских Новомучеников – Бутовский, ныне имеет статус памятника истории. Вся территория бывшего полигона является местом упокоения святых мощей Бутовских Новомучеников, находящихся под спудом. Здесь, начиная с 2000 года, в 4-ю субботу по Пасхе в день памяти Новомучеников в Бутове пострадавших ежегодно служится Божественная литургия под открытым небом.

Местами захоронений расстрелянных в Москве являются, в частности, Ваганьковское, Донское и Калитниковское кладбища, на которых были сооружены мемориалы в память о жертвах репрессий.

В Москве есть также целый ряд знаковых объектов, символизирующих память о минувшем лихолетье. К ним относятся мемориалы на Лубянской площади и на территории храма Всех святых во Всехсвятском на Соколе.

В Москве созданы, по крайней мере, четыре музейных экспозиции, посвященных Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской. Кроме того, в Москве периодически организуются выставки, проводятся конференции, экскурсии и иные мероприятия, посвященные памяти Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви XX века. За время, прошедшее с момента прославления Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской был издан целый ряд книг, посвященных отдельным Новомученикам и Исповедникам, множество статей в различных периодических изданиях, аудио- и видеоматериалов. Многие Московские храмы издали буклеты, посвященные тем Новомученикам и Исповедникам, кто проходил служение в этих храмах, написано множество их икон. В этот же период Московской патриархией, епархиями, благочиниями, монастырями и приходскими храмами, а также различными православными и общественными организациями было создано множество различных интернет-ресурсов, на которых размещен огромный объем информации о Новомучениках и Исповедниках Русской Православной Церкви XX века.

Главный кафедральный собор Москвы – храм Христа Спасителя – храм-мученик, погибший и воскресший, является местом пребывания иконы Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской явленных и неявленных.

Москва изобилует храмами, которые были местом служения Новомучеников и Исповедников и в которых бережно сохраняется память о них.

Москва является средоточием наибольшего количества святых мощей Новомучеников и Исповедников Российских. В самой Москве (включая город Реутов) находятся мощи шести Новомучеников и Исповедников. В Большом Соборе Донской иконы Божией Матери Донского монастыря находятся мощи святейшего патриарха Тихона (Белавина). В храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери находятся мощи священномученика архиепископа Илариона (Троицкого), выдающегося богослова ХХ века, скончавшегося в пересыльной тюрьме в Петрограде. В храме Всех Святых Свято-Данилова монастыря находятся мощи духовника обители – преподобноисповедника Георгия (Лаврова). В храме Покрова Богородицы на Лыщиковой горе пребывают мощи замечательного московского духовника священноисповедника Романа Медведя. В храме Казанской иконы Божией Матери в Реутове находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также хранится уникальный ковчег с частицами большинства обретенных святых мощей Новомучеников и Исповедников.

В городах же, находящихся на маршруте «Золотое кольцо Москвы» в совокупности находятся мощи ещё семи Новомучеников и Исповедников. (Всего же в настоящее время обретены мощи, по крайней мере, 42 Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, из которых 29 находятся в России, 11 – на территориях бывших республик СССР (Украина (1), Казахстан (5), Латвия (1), Эстония(4) и 2 – в Израиле (Иерусалим).

Таким образом, сама столица России – Москва, будучи местом рождения, жизни и подвига многих Новомучеников и Исповедников Церкви Русской является по существу сакральным пространством, освященным их именами.

Не случайно, что именно в Москве одна из наиболее известных паломнических служб – «Радонеж» в течение ряда лет осуществляла эк­скурсионные программы «Новомученики Российские» и «Патриарх Тихон в Москве». Однако число объектов, посещаемых во время этих экскурсий и объем информации, которую получали экскурсанты – это лишь малая капля в море широкодоступной, но, к сожалению, не достаточно востребованной нашими современниками информации по этому вопросу. Поэтому представленный материал может быть интересен не только для организаторов экскурсионных или паломнических поездок; он может послужить в качестве путеводителя для любого человека, интересующегося этой темой и решившего самостоятельно посетить, места, связанные с жизнью и подвигом Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы дать общую характеристику паломнического и экскурсионно-туристического потенциала, относящегося, прежде всего к Московскому региону, главным образом – к самой Москве.

I. Учебные заведения, в которых учились Новомученики и Исповедники Российские:

1. Московская духовная семинария (Ул. Делегатская, 3). В 1917 – 1918 годах в здании проживали делегаты Священного Собора Православной Российской церкви, который восстановил Патриаршество в России и избрал патриархом Московским и всея России митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина). Бывшая усадьба Стрешневых, Остерман-Толстых. В настоящее время в этих зданиях располагается Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.

2. Перервинское духовное училище. Николо-Перервинский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери и другие храмы бывшего Николо-Перервинского монастыря. (Ул. Шоссейная, 82). В 1775 выдающимся иерархом митрополитом Московским Платоном (Левшиным) при монастыре была учреждена духовная семинария, которая впоследствии получила название Платоновская семинария. Позднее её сменила Московская Перервинская семинария, а после перевода семинарии в Заиконоспасский монастырь статус учебного заведения был понижен до училища. В настоящее время на территории монастыря возрождена Перервинская духовная семинария. В лике святых Новомучеников Российских были прославлены последний настоятель Николо-Перервинского монастыря архимандрит Никанор (Морозкин) и выпускники Перервинского духовного училища протоиерей Иоанн Виноградов, протоиерей Петр Любимов, священник Петр Косменков, священник Петр Пушкинский, диакон Симеон Кречков. Собор Иверской иконы Божией матери был сооружен по благословлению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) – выдающегося церковного деятеля России, единственного архиерея, последовательно возглавлявшего все три столичные кафедры – Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. Именно день памяти священномученика Владимира (Богоявленского) – 25 января (7 февраля) – по решению Поместного собора 1917 – 1918 годов стал днём поминовения всех Новомучеников. (На месте расстрела священномученика Владимира (Богоявленского) в Киеве установлен крест, а его святые мощи покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры).

3. Заиконоспасское духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Собор Спаса Нерукотворного образа бывшего Заиконоспасского монастыря. (Ул. Никольская, 7-9). На территории монастыря размещалась основанная в 1687 году Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.

4. Донское духовное училище при Донском монастыре. (Донская пл.,1). Московский университет. Главное здание. (Моховая ул., 7).

5. Храм св.мц. Татианы при Московском университете. В храме находится чтимая икона Новомучеников Московского университета.

 

II. Храмы, в которых служили Новомученики. Число таких храмов велико, поэтому в настоящей работе упомянуты лишь те из них, в которых находятся какие-либо святыни, связанные с Новомучениками (см. пп. VII, VIII)

  

III. Места, связанные с жизнью Новомучеников

А. Места, связанные с жизнью наиболее известных Новомучеников.

Места, связанные с восстановлением патриаршества и жизнью св. патриарха Тихона (Белавина).

1. Епархиальный дом в Лиховом переулке. (Лихов пер, 6). Здание было построено в 1903 году для целей народного просвещения по инициативе священномученика Владимира (Богоявленского), который в то время был митрополитом Московским. Здесь располагался центр миссионерской деятельности, которым руководил священномученик Иоанн Восторгов. Место заседаний Поместного Собора Русской Православной церкви 1917 – 1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество в России. После революции в здании располагалась Центральная студия документальных фильмов. В настоящее время здание передано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

2. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая являлась резиденцией патриарха Тихона. (2-й Троицкий пер., 8/10).

4. Храм Христа Спасителя (см.VIII.1). В 1917 году в храме состоялось избрание митрополита Московского и Коломенского Тихона патриархом Московским и всея России.

5. Успенский собор Московского Кремля. В 1917 году в храме состоялось интронизация патриарха Тихона.

6. Бывшее здание больницы Бакуниных. (Ул. Остоженка, 19). Здесь скончался Патриарх Тихон.

7. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. (2-й Зачатьевский пер.), 2. (см.VIII.7).

8. Донской монастырь. (Донская пл.,1). В Большом соборе Донской иконы Божьей Матери в настоящее время пребывают мощи патриарха Тихона. У южной стены Малого собора Донской иконы Божией Матери – могила келейника патриарха Тихона, Якова Анисимовича Полозова, убитого в 1924 году. В келье патриарха Тихона, где он содержался под стражей в 1922 – 1923 годах, создана мемориальная экспозиция. С внутренней стороны восточной стены монастыря размещены мраморные горельефы, снятые со стен храма Христа Спасителя до его взрыва в 1931 году.

 

Места, связанные с жизнью св. митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Илариона (Троицкого).

1. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. (Староваганьковский пер., 14). Место служения протоиерея Леонида Чичагова. Этот храм, ранее принадлежавший Румянцевскому музею, стоял закрытым в течение 30 лет. В результате усилий о. Леонида он был передан для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, отреставрирован и частью собственноручно им расписан. В храме сохранились фрески, написанные о. Леонидом. Помимо этого в храме находятся копии написанных о. Леонидом икон «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский», а также крест-мощевик с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова.

2. Храм пророка Илии Обыденного. (2-й Обыденский пер., 6). В храме находятся оригиналы икон «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский», написанные о. Леонидом (Чичаговым), чтимые иконы, мощевик.

3. Дом, в котором жила семья Чичаговых в 1890-х годах после переезда из С.-Петербурга. Ул. Остоженка, 37). В настоящее время в этом здании расположен музей И.С. Тургенева.

4. Сретенский монастырь. (Ул. Большая Лубянка, 19). В храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери находятся мощи священномученика Илариона (Троицкого), выдающегося богослова ХХ века, умершего в пересыльной тюрьме в Петрограде. Монастырь был одним из мест его служения. На территории монастыря тайно хоронили расстрелянных во внутренней тюрьме ВЧК. (Часть святых мощей священномученика Илариона (Троицкого), архиерейское облачение, панагия, крест, Евангелие, четки находятся в Храме Казанской иконы Божией Матери Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге).

Недалеко от монастыря экскурсантам можно показать дом, в котором располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»). Здесь работал первый председатель ВЧК – Ф.Э. Дзержинский. Во дворе дома находился вход в подземный гараж ВЧК, в котором и производились расстрелы (Варсонофьевский пер., 11).

На Лубянской площади можно показать памятный знак жертвам политических репрессий – камень, доставленный с Большого Соловецкого острова.

5. Бутовский полигон – место расстрела митрополита Серафима (Чичагова) в 1937 году в возрасте 82 лет (см. раздел V).

 

Б. Места, связанные с жизнью нескольких Новомучеников, тесно связанных между собой.

Места, связанные с жизнью и подвигами протоиереев Иоанна Восторгова, Романа Медведя, Алексия Мечева и Сергия Мечева.

1. Храм Покрова Богородицы на рву (Храм Василия Блаженного). Красная площадь. Место последнего служения протоиерея Иоанна Восторгова и сменившего его на посту настоятеля протоиерея Романа Медведя.

2. Ходынское поле – место расстрела протоиерея Иоанна Восторгова. Какие-либо памятные знаки в настоящее время отсутствуют.

3. Храм Всех святых во Всехсвятском. (Ленинградский просп., 73). На территории храма создано братское кладбище – мемориал погибших в гражданской и двух мировых войнах, а также символические могилы епископа Ефрема (Кузнецова) и протоиерея Иоанна Восторгова, расстрелянных на Ходынском поле.

4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя – одного из выдающихся духовников Москвы.

В Севастополе в Свято-Владимирском адмиралтейском соборе, настоятелем которого протоиерей Роман был в течение 10 лет, бережно хранится память о нём – там находится большая икона и информационный стенд, посвященный священноисповеднику Роману Медведю.

5. Храм святителя Николая. (Ул. Маросейка, 5). Место служения святого праведного Алексия Мечева в Кленниках и его сына священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в 1942 году в Ярославской тюрьме. В храме находятся мощи святого Алексия Мечева.

 

Места, связанные с жизнью преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и инокини Варвары (Яковлевой), преподобноисповедников Сергия (Сребрянского), Гавриила (Игошкина), священномученика Николая Померанцева и мученицы Татианы Гримблит.

1. Здание Московской мэрии (бывший дворец Московских генерал-губернаторов). (Ул. Тверская, 13). В этом здании в 1891 – 1905 годах жил московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

2. Усадьба «Нескучное». Здание Президиума Российской академии наук (бывший Александринский дворец). (Ленинский пр-т, 14-20). В этом здании в 1891 – 1905 годах жил московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

3. Сельские поселения Ильинское и Усово (Красногорский район Московской обл.). Здесь располагались усадьбы великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги Елизаветы Феодоровны. В храме пророка Илии в селе Ильинское и в храме Спаса Нерукотвороного образа в селе Усово великая княгиня Елизавета Феодоровна присутствовала на богослужениях. С 2012 года от храма пророка Илии до нового храма Спаса Нерукотворного образа, расположенного на территории православного просветительского центра «Усово-Спасское», ежегодно совершается Елизаветинский крестный ход.

4. Новоспасский монастырь. (Крестьянская пл., 10). В составе Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской прославлены священномученики Макарий (Гневушев) и Павлин (Крошечкин), которые в разные годы были наместниками Новоспасского монастыря. На территории монастыря восстановлен памятник – крест, сооруженный стараниями великой княгини Елизаветы Фёдоровны по проекту В.М. Васнецова в память о гибели её супруга великого князя Сергея Александровича Романова, останки которого покоятся в усыпальнице бояр Романовых в крипте Спасо-Преображенского собора.

5. Марфо-Мариинская обитель. (Ул. Большая Ордынка, 34). Основана преподобномученицей Елизаветой (Романовой), ближайшей помощницей которой была инокиня Варвара (Яковлева). Место служения священноисповедника Сергия (Сребрянского) – духовного отца преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). В здании покоев Великой княгини Елизаветы Федоровны создан мемориальный музей. Святые мощи преподобномучениц Елизаветы (Романовой) и Варвары (Яковлевой) покоятся в храме Марии Магдалины в Иерусалиме. Над ракой с мощами великой княгини в небольшом стеклянном ковчежце находятся вещи, найденные в шахте близ Алапаевска, ­– ее четки, кресты, свеча.

6. Храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. (Ул. Большая Ордынка, 27а/8). Настоятелем храма был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), место служения священномученика Николая Померанцева, одной из певчих была мученица Татиана Гримблит. В храме находятся мощевики с частицами мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедника Гавриила (Игошкина) и древних святых, а также иконы мученицы Татианы Гримблит (на клиросе – месте ее служения) и преподобноисповедника Гавриила (Игошкина).

7. Бутовский полигон – место расстрела мученицы Татианы Гримблит (см. раздел V).

 

IV. Места заключения и допросов

1. Бутырская тюрьма (СИЗО № 2). (Ул. Новослободская, 45).

2. Лефортовская тюрьма (СИЗО «Лефортово»). (Ул. Лефортовский вал, 5).   

3. Таганская пересыльная тюрьма. Единственное сохранившееся здание. (Ул. Малые каменщики, 16).     

4. Одно из мест допросов – дом на ул. Большая Лубянка 11/Варсонофьевский пер. 11. В этом здании располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»).

 

V. Места мученического подвига – казней

(VI. Могилы)

Многие места расстрелов (в том числе упомянутые в данной работе) в настоящее время имеют официальный статус памятников истории, что предполагает возможность рассматривать их как экскурсионные объекты, также как территории бывших концентрационных лагерей (например, Саласпилс в Латвии, Освенцим в Польше), места массовых расправ фашистов над мирным населением во время Великой Отечественной войны (например, Хатынь в Беларуси, Бабий Яр на Украине), мемориальные кладбища (например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища в Москве). На территориях мест массовых расстрелов покоятся останки людей, как верующих, так и неверующих, принадлежавших к различным социальным группам, национальностям и конфессиям, в том числе и останки тех, кого Православная церковь причислила к лику святых Новомучеников.

1. Свято-Екатерининский монастырь (бывшая Сухановская тюрьма) (город Видное, Петровский пр.). Станция Расторгуево Павелецкой ж.д. Храмы. На территории монастыря располагалась Сухановская тюрьма, известная под названием «дача пыток». Неподалеку находилась государственная дача руководителей ОГПУ – Г.Г. Ягоды, а затем Н.И. Ежова. Монастырь был местом служения преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого. В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых – частица мощей великомученицы Екатерины.

2. Подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря (бывший спецобъект «Коммунарка»). Здесь погибли преимущественно представители советской политической элиты, в том числе многие из первых гонителей церкви. Здесь был также расстрелян священник Серафимо-Дивеевского монастыря Павел Боротинский. На территории объекта сооружен храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, а также поклонный крест-голгофа и ряд памятников.

3. Территория Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (бывший Бутовский полигон). На территории самого полигона объектами осмотра являются расстрельные рвы, в которых покоятся жертвы политических репрессий, в том числе Новомучеников, поклонный крест, памятники, памятные доски с именами мучеников, составивших Собор Бутовских Новомучеников. В него входит три четверти имен Московских Новомучеников. Непосредственно к территории полигона примыкает территория нового каменного храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, около которого воздвигнут огромный 12,5-метровый поклонный крест, изготовленный по образцу «Богоименных» крестов, распространенных на севере России, изготовленный в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря, территория которого в 1920-е – 1930-е годы входила в состав Соловецкого лагеря особого назначения. В нижнем храме по периметру расположены иконы всех Бутовских Новомучеников, создан музей Новомучеников.

4. Ходынское поле – место расстрела протоиерея Иоанна Восторгова. Какие-либо памятные знаки в настоящее время отсутствуют.

 

VII. Храмы, в которых находятся святые мощи Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

1. Донской монастырь. (Донская пл., 1). В Большом храме Донской иконы Божией Матери пребывают мощи св. патриарха Тихона (см. раздел III).

2. Сретенский монастырь. (Ул. Большая Лубянка, 19). В храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери находятся мощи священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) (см. раздел III).

3. Свято-Данилов монастырь. (Даниловский вал, 22). В храме Всех Святых находятся мощи духовника обители – преподобноисповедника Георгия (Лаврова). В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находятся мощи святого благоверного князя Даниила, которого часто называют Хозяином Москвы.

4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя (см. раздел III).

5. Храм Казанской иконы Божией Матери (город Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два мощевика, один из которых содержит частицы большинства имеющихся в наличии мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

 

VIII. Храмы, являющиеся местом пребывания иных святынь (иконы с частицами мощей Новомучеников и Исповедников, предметы, принадлежавшие мученикам (например, детали облачения, богослужебные предметы, личные вещи, книги и др.); иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иконы, изображающие Новомучеников и Исповедников, иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века). В настоящем разделе приведены лишь наиболее значимые объекты

 

1. Храм Христа Спасителя. (Ул. Волхонка, 15). Этот храм является сам по себе символом мученичества. Место служения священномученика Александра Хотовицкого – ключаря храма. Место нахождения иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Здесь сохраняется икона «Спас нерукотворный» из взорванного в 1931 году храма. Мраморные горельефы, снятые со стен храма Христа Спасителя до его разрушения, размещены с внутренней стороны восточной стены Донского монастыря (см.III.А. Места, связанные с восстановлением патриаршества и жизнью св. патриарха Тихона (Белавина).

2. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. (Новодевичий пр., 1). В Успенском храме находится часть облачения митрополита Серафима (Чичагова) (палица), в котором был похоронен архиепископ Иларион (Троицкий) в Новодевичьем монастыре в      С.‑Петербурге. Во время обретения мощи оказались нетленными, равно как и само облачение. В храме находится икона, на которой изображены оба святителя. В Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской были включены имена духовника Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева и насельниц монастыря преподобномучениц Матроны (Алексеевой), Марии (Цейтлин), Наталии (Баклановой), Ирины (Хвостовой) и Наталии (Ульяновой).

3. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. (2-й Обыденский пер., 6). Место служения протоиерея Леонида Чичагова, будущего митрополита Серафима (Чичагова). В храме сохранились фрески, написанные о. Леонидом (см. раздел III).

4. Храм пророка Илии Обыденного. (2-й Обыденский пер., 6). В храме находятся оригиналы икон «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский», написанные о. Леонидом Чичаговым (см. раздел III).

5. Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. (М.Толмачевский пер., 9). Чтимые иконы и мемориальная экспозиция, посвященная священномученику Илие Четверухину и его духовному отцу – преподобному Алексию (Соловьёву) – старцу Смоленской Зосимовой пустыни, вытянувшему жребий патриаршества святителю Тихону (Белавину).

6. Храм святителя Николая у Соломенной сторожки. (Ул. Ивановская, 1). Памятник архитектуры. Храм был построен в 1916 году по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля, принявшего православную веру под влиянием о. Иоанна Артоболевского, впоследствии священномученика. В конце своей жизни Ф.О. Шехтель считал этот храм своим лучшим произведением. Впоследствии в нем служили священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов. В 1960-х годах храм был сломан, а в первое десятилетие нашего века восстановлен на несколько другом месте. В настоящее время в храме находятся чтимые иконы священномучеников Василия Надеждина и Владимира Амбарцумова.

7. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. (2-й Зачатьевский пер., 2). Зачатьевский собор был разрушен в 1930-х годах и ныне восстановлен. По свидетельствам очевидцев на Зачатьевский монастырь выходили окна больничной палаты, в которой пребывал последние дни своей жизни патриарх Тихон (см. III.А.3), что особенно утешало его. За 9 дней до кончины Патриарх служил в храме Зачатьевского монастыря литургию [6, т.1, с.220]. В восстановленном в настоящее время соборе находится мощевик с частицами святых мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В храме Сошествия Святого Духа один их приделов освящен в честь священномученика Владимира Амбарцумова, храм украшен настенными росписями, посвященными Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской.

 

IX. Мемориалы, памятники и памятные знаки, посвященные погибшим в годы лихолетья, в том числе Новомученикам

1. Храм вмч. Георгия в Ендове. (Ул. Садовническая, 6). Подворье Соловецкого монастыря в Москве. На территории храма сооружен Поклонный крест Соловецким Новомученикам, к которым относятся также и те из Московских Новомучеников, кто претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения.

2. Мемориал на Лубянской площади (камень, привезенный с Большого Соловецкого острова – памятный знак жертвам политических репрессий).

3. Братское кладбище – мемориал погибших в гражданской и двух мировых войнах, а также символические могилы епископа Ефрема (Кузнецова) и протоиерея Иоанна Восторгова, расстрелянных на Ходынском поле, на территории храма Всех святых во Всехсвятском на Соколе. (Ленинградский просп., 73).

4. Мемориал жертвам политических репрессий на Ваганьковском кладбище. На территории кладбища созданы обелиск и мемориальные доски жертвам политических репрессий и Новомученикам и Исповедникам Российским. На кладбище находится также могила замечательного духовного наставника москвичей – протоиерея Валентина Амфитеатрова, братские могилы воинов Великой Отечественной войны. Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище – место служения священномученика Неофита Любимова и мученика Николая Варжанского. (Ул. Сергея Макеева, 15).

 

X. Храмы, освященные в честь Новомучеников

1. Храм святителя Тихона патриарха Всероссийского в Косино. (Ул. Б.Косинская, 29).

2. Храм святителя Тихона патриарха Всероссийского в Люблино. (Ул. Ставропольская, влад. 25).

3. Крестильный храм священномученика Александра Хотовицкого в Переяславской слободе. (2-й Крестовский пер., 17).

4. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. (Строгинский бул., влад. 14).

5. Храмы Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. (Ул. Юбилейная, Полигон ФСК) (см. раздел V).

6. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Коммунарке (см. раздел V).

7. Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке (ул. Большая Лубянка).

 

XI. Музейные экспозиции, посвященные Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской

1. Музей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (см. раздел V).

2. Государственный музей истории ГУЛАГа. Ул. Петровка, 16., Экспозиция, посвященная Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской.

3. Мемориальная экспозиция «Келья Патриарха Тихона (Белавина) в Донском монастыре.

4. Покои преподобномученицы Елизаветы (Романовой) в Марфо-Мариинской обители.

5. Экспозиция «История храма Христа-Спасителя» в храме Христа-Спасителя.

Более 50 приходских храмов Москвы располагают чтимыми иконами Новомучеников, в том числе с частицами мощей. В некоторых храмах в честь Новомучеников освящены престолы. В Москве сооружено также около 20 домовых храмов, храмов-часовен и часовен (включая строящиеся), освященных в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в том числе в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы, священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Владимира Амбарцумова. Ценный материал об отдельных Московских объектах, связанных с Новомучениками, можно почерпнуть в [8-10].

Формируемые в настоящее время базы данных по рассматриваемой теме позволяют компоновать группы объектов для тематических экскурсий (как пешеходных, так и автобусных) по двум основным принципам:

1. Принцип территориальной близости. Этот принцип позволяет разработать несколько компактных вариантов экскурсионных программ, посвященных одной общей теме «Новомученики и Исповедники Московские XX века».

2. Принцип тематической близости. По этому принципу могут быть построены экскурсии, посвященные отдельным Новомученикам, например, «Патриарх Тихон в Москве», или группам лиц, так или иначе связанных между собой, например «Московские архиереи – мученики (патриарх Тихон (Белавин), митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Иларион (Троицкий)», «Московские духовники исповедники (Сергий (Сребрянский), Гавриил (Игошкин), Роман Медведь, Алексий Мечев и Сергий Мечев, Георгий (Лавров)», «Святые Московские «отцы и дети» (Сергий (Сребрянский), Гавриил (Игошкин), Татиана Гримблит» и др.

Особенно перспективной представляется разработка автобусной экскурсии «Русская Голгофа», которая включала бы объекты, расположенные около МКАД в следующем порядке: Реутов (Храм иконы Божьей Матери «Казанская»), Расторгуево (Свято-Екатерининский монастырь), памятник истории спецобъект «Коммунарка», памятник истории «Бутовский полигон». В рассказ о Бутове должны быть включены сведения о митрополите Серафиме (Чичагове), возглавляющем Собор Бутовских мучеников, мученице Татиане Гримблит, мученике Стефане Наливайко, осуществивших при жизни различные образы христианского подвига.

Включение темы «Новомученики и Исповедники Российские» может существенно обогатить содержание традиционных экскурсий по Свято-Данилову, Донскому, Новодевичьему монастырям. Представляется также целесообразным включение темы «Новомученики и Исповедники Церкви Русской» в качестве составной части в различные обзорные экскурсионно-туристические программы по Москве и Подмосковью.

Например, к числу Подмосковных мест, часто посещаемых паломническими и экскурсионными группами, в которых пребывают святые мощи Исповедников Русской Православной Церкви относятся Коломна (в Сергиевской церкви Старо-Голутвина мужского монастыря находятся мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого) и Свято-Введенская Оптина пустынь (в Преображенском храме находятся мощи священноисповедника Рафаила (Шейченко).

В некоторых городах Подмосковья, часто посещаемых паломниками и туристами, существуют памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Новомучеников и Исповедников.

Одним из таких городов является Дмитров. Рядом с Успенским собором Дмитровского кремля находится памятник священномученику Серафиму (Звездинскому) епископу Дмитровскому, а в доме напротив храма Казанской иконы Божией Матери, где часто служил владыка, открыт мемориальный музей.

По дороге в Дмитров паломники и экскурсанты могут посетить поселок Деденево, где в храме Димитрия Солунского Спасо-Влахернского женского монастыря находятся святые мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной).

Экскурсионный маршрут «Касимов – Гусь-Железный – Спас-Клепики – Рязань» можно дополнить посещением поселка Сынтул Касимовского района, где в храме Покрова Пресвятой Богородицы покоятся мощи священноисповедника Александра Орлова.

В программу паломнических поездок в Серафимо-Дивеевский монастырь, главной целью которых является поклонение святым мощам преподобного Серафима Саровского, целесообразно включать и поклонение мощам преподобноисповедницы Матроны (Власовой), которые находятся в храме равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря. Кроме того, целесообразно включать в маршрут этой поездки посещение храма Успения Божией Матери в селе Суворово (поблизости от трассы Дивеево – Арзамас), где находятся мощи мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии (Неизвестной).

В Зарайске в Благовещенской церкви находятся храмовая икона «Взыскание погибших» и чудотворный напрестольный крест из храма, настоятелем которого был священномученик Иоанн Лебедев.

Особенно перспективным с этой точки зрения является давно уже ставший классическим маршрут «Золотое кольцо Москвы» [11]. Как известно, этот маршрут по направлению против часовой стрелки включает Владимир, Суздаль, Иваново, Кострому, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад. Однако именно на этом маршруте располагается и большинство храмов, в которых покоятся обретённые мощи Новомучеников и Исповедников, относящихся к Центральной России. По дороге во Владимир можно посетить город Реутов, (в Казанском храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова) и Ногинск (в Богоявленском соборе находятся мощи священномученика Константина Голубева). В Богородице-Рождественском монастыре города Владимира находятся мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова), в Свято-Введенском монастыре города Иваново – мощи священномученика Владимира Введенского и мученика Алексия Ворошина. Во время переезда между Иваново и Костромой можно посетить село Михайловское Фурмановского района Ивановской области, где в храме Архангела Михаила покоятся мощи преподобноисповедника Леонтия (Стасевича). Кроме того, в непосредственной близости от Иваново находится город Шуя, печально известная расстрелом православных верующих в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в 1922 году, в ходе которого погибли мученики Сергий Мефодиев, Авксентий Калашников, Николай Малков и мученица Анастасия. Позднее были расстреляны иерей Иоанн Рождественский, протоиерей Павел Светозаров и мирянин Петр Языков. На Зеленой площади города перед Воскресенским собором установлен памятник погибшим за веру в годы репрессий. На гранитных плитах высечены слова «Новомученикам Российским – благодарные потомки» (автор памятника – скульптор Александр Рукавишников).

В Казанском соборе Казанского женского монастыря города Ярославля – мощи священноисповедника Агафангела (Преображенского).

В Переславле-Залесском в течение долгого времени в качестве врача городской больницы трудился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – будущий священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающийся архипастырь и ученый-хирург. Перед зданием районной больницы (ул. Свободы, д.44) сооружен памятник святителю Луке, который в 1910 – 1917 годах был сначала врачом, а затем главным врачом земской больницы, а на старом здании больницы (ул. Московская, д.15, корпус Б), где он непосредственно трудился, сооружена мемориальная доска. В Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря открыта небольшая мемориальная экспозиция из личных вещей владыки. Памятники и храмы, освященные в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сооружены в целом ряде городов России, в том числе и в Симферополе. На территории же Свято-Троицкого собора города Симферополя в Крыму создан музей святителя Луки, долгое время, возглавлявшего Крымскую епархию. Символично, что дата подписания договора о воссоединении Крыма с Россией совпала с днем памяти обретения святых мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – 18 марта по Новому стилю. В самом храме находится рака со святыми мощами святителя. (Кроме того, в Свято-Троицком храме покоятся мощи святителя Гурия (Карпова) – архиепископа Таврического и Симферопольского). Во многих же храмах Москвы находятся иконы и мощевики с частицами мощей священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Изданы его труды, биографические исследования о нём, созданы кинофильмы.

В последнее десятилетие активно осваивается маршрут «Большое Золотое кольцо Москвы», включающий Тверь. В самой Твери находятся мощи священномученика Фаддея (Успенского) (Вознесенский собор) и преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) (Воскресенский собор).

На более отдаленных от Москвы территориях России известны места пребывания мощей ещё нескольких Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви: Санкт-Петербург (могила священномученика Петра Скипетрова на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской Лавры), Верхотурье – город в Свердловской области (мощи преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина) в Верхотурском Николаевском монастыре), Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (в храме священномученика Филиппа митрополита Московского пребывают мощи священномученика Петра Зверева, Тобольск – город в Тюменской области (в Покровском соборе Тобольского кремля находятся мощи священномученика Гермогена (Долганева), здесь же пребывают мощи святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского), Димитровград – город в Ульяновской области (в Свято-Никольском соборе находятся мощи преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), Вятка – административный центр Кировской области (в Спасо-Преображенском Новодевичьем монастыре пребывают мощи священноисповедника Виктора (Островидова).

Систематизированные сведения по местонахождению святынь Русской Православной Церкви можно найти в энциклопедическом по охвату информации Указателе местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью [12].

Для человека, не утратившего ощущение родной почвы, не безразлично знание о своих ближайших соотечественниках – земляках, воплотивших высочайшие положительные идеалы верности и любви, патриотизма, особенно в современную эпоху катастрофического дефицита этих идеалов. Поэтому любые усилия, направленные на достижение этих идеалов могут иметь первостепенное значение в духовно-патриотическом и культурном воспитании населения и, особенно, молодежи, актуальность которого в настоящее время как никогда велика.

Тема Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви объективно актуальна не только для сферы внутреннего туризма в России, но и для внутреннего туризма целого ряда независимых государств, ранее входивших в состав СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония), а также для Израиля. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) находятся в Киеве на Украине; мощи священномученика Владимира Цедринского находятся в Талдыкоргане, священноисповедника Николая (Могилевского), преподобномучеников Феогноста (Пивоварова) и Серафима (Богословского) находятся в Алма-Ате, преподобноисповедника Севастиана (Фомина) в Караганде, а могила преподобноисповедника Ираклия (Мотяха) в поселке Сазоновка в Казахстане; мощи священномученика Иоанна (Поммера) находятся в Риге в Латвии; мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, священномученика Сергия Флоринского – в Раквере, а священномучеников Николая Бежаницкого и Михаила Блейве – в Тарту в Эстонии. Наконец, святые мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой) покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле в Иерусалиме.

Таким образом, Новомученики освящают не только современную Россию, даже не только постсоветское пространство в целом, но, через Святую Землю, и весь мир. Поэтому эта тема актуальна и для международного паломничества и религиозного туризма, причем, не только в рамках контактов на постсоветском пространстве, но и для паломников и туристов из стран никогда не входивших в состав СССР в силу громадного воспитательного значения примера нравственной высоты Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви.

 

Литература

1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, Исповедники и Подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Тт.1-7. Москва-Тверь: «Булат», 1992 – 2002.

2. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века (составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) в 12 тт. Москва-Тверь: «Булат», 2005 – 2008.

3. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века Московской епархии под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова).- Москва-Тверь: «Булат», 2002 – 2006.

4. Региональный общественный фонд «Память Мучеников и Исповедников Русской Православной Церкви». Труды, вып. 1, Новомученики ХХ века. М.: «Булат», 2004.

5. www.fond.ru. Материалы, размещенные в сети Интернет на сайте Регионального Фонда «Память Мучеников и Исповедников Русской Православной Церкви».

6. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. – тт.1-4, М.: «Книга и бизнес», 1992 – 1995.

7. Островская В.Н. Москва златоглавая.- М.: «Духовное преображение», 2007.

8. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 8,- М.: «Альзо», 2007.

9. Свято-Екатерининский мужской монастырь. М., 2003.

10. Буклеты храмов святителя Николая в Старом Ваганькове, святителя Николая в Пыжах, спецобъекта «Коммунарка», Бутовского полигона, Донского монастыря, Новодевичьего монастыря, подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, Николо-Перервинской Обители, Перервинской духовной семинарии.

11. Лаврентьев А.В., Пуришев И.Б., Турилов А.А. Золотое кольцо России.- М., 1984.

12. Указатель местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью – чудотворных икон, мощей святых и других священных реликвий России и Зарубежья за 2015 год. Составитель Д.В. Волков.-http://azbyka.ruspravochniki/ukazatel…svjatyn-all.shtml

 

Подробно с житиями Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, имена которых приведены в настоящем материале, можно ознакомиться на этом же сайте регионального общественного фонда «Память Мучеников и Исповедников Русской Православной Церкви», а также пользуясь изданиями фонда, указанными в приведенном выше списке литературы. На этом же сайте размещены документальные фильмы о некоторых Новомучениках Русской Православной Церкви XX века.