Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
Рождественское послание
Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. (Лк. 2, 10-11)
От всей души приветствую вас, возлюбленная и богодарованная паства моя, с великим и святым праздником Рождества Христа Бога Спасителя нашего. Окончились уже продолжительные дни рождественского поста. Ныне слышим мы торжественные напевы священных песнопений. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Ныне звучит умилительная церковная песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Как хотелось, возлюбленные, чтобы в сии святые дни и наша душа исполнилась чувствами радости и мира, которые видим у светоносных Ангелов, славословивших рожденного Богомладенца, у вифлеемских пастухов, пришедших поклониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке мира злато, ладан и смирну.
Приидите же все, любящие Христа Спасителя, оставим свои житейские думы, настроения и заботы, окружим ясли, «в нихже возлеже невместимый Христос Бог», и поразмыслим: чему поучает нас Богомладенец? Почему в убогом вертепе, а не в богатых палатах, даже не в удобном человеческом жилище рождается Владыка неба и земли?
Пречистая Дева Мария со старцем Иосифом, хранителем Ее девства, прибыла из Назарета в Вифлеем на перепись. Было много народа по случаю переписи, и все дома оказались занятыми. В Вифлееме наступило для Девы Марии, как повествует святой евангелист Лука, время родить. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7). Так просто и кратко говорит о сем святой евангелист. Но здесь глубокий смысл для нас.
Лежащий в убогих вифлеемских яслях Богомладенец говорит нам о ничтожности всех земных преимуществ: богатства, славы мирской, удобств внешних. Какая всему этому цена, если Сам Всемогущий Бог, Творец и Владыка вселенной, рождается в безвестности и нищете! Поучись, возлюбленный, у яслей Богомладенца смирению и вольной ради нас нищете Христовой, ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Не скорби о тех лишениях, бедности, какие несешь ты в земной жизни. Вспомни, что Сам Бог в бедных яслях!
Зачем же родился Бог от Пресвятой Девы Марии? На это отвечаем словами Символа Веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Для того, чтобы нас возвести к Нему и вечной блаженной жизни с Богом, принял человеческое естество без греха Бог Слово. Дорогой ценой Иисус Христос открыл нам вход в Царство Небесное. Убогая вифлеемская обстановка была началом того уничижения, в котором пребывал Христос Бог на земле. Припомним, возлюбленные, что вскоре после рождения Богомладенца жестокий Ирод ищет смерти Дитяти, и Пречистая Дева Мария вместе со Своим Сыном и старцем Иосифом бегут в далекий Египет (Мф. 2). А когда Спаситель выступил на общественное служение роду человеческому, сколько вражды, злобы, ненависти к Христу Богочеловеку проявили книжники и фарисеи, и все это закончилось неправедным судом и позорным распятием Бога и Господа нашего Иисуса Христа на кресте. И все это терпеливо и безропотно перенес Спаситель наш из любви к грешному миру. О, великая и неизреченная милость Божия к нам многогрешным! Благодари же, возлюбленный, за такое снисхождение к тебе Господа. Помни, что ты куплен дорогою ценой (1 Кор. 6, 20), и стремись к будущей, вечной блаженной жизни, куда предтечею за нас вошел Господь (Евр. 6, 20).
Когда родился на земле Христос Бог, Ангелы воспевали песнь мира. Почему? Потому что только Спаситель и Бог может внести в жизнь людей действительный мир. Без Христа Спасителя в жизни людей — злоба, вражда, ненависть, нестроение. А Богочеловек научил людей любви совершенной, даже и к врагам, смирению, кротости, взаимной уступчивости и терпению. И не только научил, а и помогает как Бог Своею вседеятельной благодатью быть Своим последователям любвеобильными, кроткими, смиренными. О, если бы люди все познали Бога, если бы исполняли Его святые заповеди. Тогда воистину на земле был бы мир и среди людей благоволение.
У яслей Богомладенца дадим обет, возлюбленные, быть верными нашему Спасителю и Богу даже до уз смерти, постараемся исполнять Его святые заповеди, не увлекаться никакими суетными приманками, но будем смотреть на земную жизнь как на приготовление к вечной блаженной жизни в общении со Сладчайшим Иисусом Богочеловеком. Сего блаженства да удостоит всех нас по Своей богатой милости родившийся Богомладенец, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава во веки. Аминь.
Харьков. 25 декабря 1925 года