8 (21) января
 
Преподобномученик
Пафнутий (Костин)
 
Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губер­нии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у ро­дителей, и отец благословил его идти в монастырь. Он поступил в Оптину Пустынь и на тридцать четвертом году жизни, 5 августа 1900 года, был пострижен в мона­шество с именем Пафнутий; 23 августа 1904 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.
26 июня 1914 года иеромонах Пафнутий был коман­дирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского Военного Округа. По окончании Первой мировой войны он вернулся в обитель и служил в ней до ее окончательного закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря отец Пафнутий по­селился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области и стал совершать те или иные требы по просьбе крестьян.
В 1937 году иеромонах Пафнутий посетил свою роди­ну, вероятно думая остаться здесь до своей кончины – в это время он уже был болен туберкулезом, но Господь определил иначе. Узнав, что за ним следят, и уже со­трудники НКВД приходили и интересовались приехавшим монахом, он возвратился в деревню Сосенка. Здесь он сильно разболелся и во время болезни, 13 декабря 1937 года, был арестован и заключен в камеру предваритель­ного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырех дней были арестова­ны супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церк­ви и шесть монахинь и послушниц Шамординского мона­стыря. Все они обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно догово­рившись между собой, собирали нелегальные религиоз­ные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населе­ния...»
Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия.
– Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как... монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей... проводили по ее заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и ее мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания.
– Виновным себя в этом не признаю, в контрреволю­ционной организации я не состоял и агитации не вел.
– Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показа­ний.
– Виновным в этом себя не признаю...
– Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи... проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный Совет. Требуем правдивых показаний.
– Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и против выборов в Верховный Совет не выступал.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном обви­нении?
– Виновным себя в предъявленном обвинении... не при­знаю...
16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение и дело отправлено на рассмотрение внесудеб­ной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года тройка НКВД приговори­ла его к расстрелу. Монахини, церковная староста и жена священника, найдя, вероятно, возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.
Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян на рас­свете дня праздника Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
 
 
«Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни».
Введенский ставропигиальный мужской монастырь
Оптина пустынь. 2008 год. Стр. 165-170.