AB0109


День памяти жертв политических репрессий

«За годы советской власти, будучи уже арестованным один раз или два, человек свыкался с мыслью, что таков стиль управления страной у новой власти – арест, приговор, освобождение после определенного срока, немного жизни на свободе, снова арест, приговор и так без конца. Люди не могли себе представить, что наступит юбилейный революционный год, который будет характеризоваться массовым избиением, где все арестованные будет расписаны по двум категориям: 1-я, – те, кого надлежало расстрелять и 2-я – которых следовало приговорить к 10 годам заключения, а если выживут, то через 10 лет снова сослать, о чем конечно жертвы тогда не догадывались. Что это означало для человека и, в особенности, для христианина, для которого представление о смерти неразрывно связано с представлением о покаянии? Человек, которого арестовывали в 1937 году должен был готовиться уже не к жизни и не к тому, как он будет жить в заключении после приговора, а к смерти. Самое страшное было – обреченность на насильственную смерть при незнании этого. Отсюда иногда малодушие и какие-то сделки со следствием: люди рассчитывали жить, а их уже почти приговорили к смерти. Каковы же были переживания человека, когда он об этом узнавал за полчаса до смерти – и ничего уже нельзя было сделать?! Для христианина урок: на земле надо готовиться не к жизни, а к смерти. Большинство арестованных в тот год уже при самом аресте были обречены на расстрел, у них оставалось время только для подготовки к смерти – иногда это была всего одна неделя от дня ареста, иногда месяц или два. Но они об этом не знали. Страшно то, что у человека отнималось время для покаяния. При всем этом нельзя не сказать и того, что этот год, почти прекративший физическое существование Церкви в России, умножил число ее святых» (архимандрит Дамаскин (Орловский).

Мученица Татиана Гримблит была приговорена к расстрелу 22 сентября 1937 года. На следующий день она была отправлена в одну из Московских тюрем, где перед казнью с нее была снята фотография для палача. Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученице Татиане был дан всего один день жизни после приговора, но всей своей предшествующей жизнью она уже подготовилась к встрече с Христом.

02
Съемочная группа проекта «Живое слово» по созданию цикла фильмов о новомучениках, один из которых посвящен мученице Татиане Гримблит, побывала на полигоне Бутово в день памяти жертв политических репрессий.

03
30 октября на Бутовском полигоне прошли памятные мероприятия. В этот день ежегодно на полигоне проводится мемориальная акция «Голос памяти», которую организует приход храма Новомучеников и Исповедников Российских и Мемориально-просветительский центр «Бутово», единственный негосударственный музей, расположенный на месте массовых расстрелов. Перед «Садом Памяти» участники мероприятия зачитывают из «Бутовской книги памяти» имена людей, погибших на этом месте.

044

Проект "Живое слово" по созданию фильма о новомучениках реализуется Региональным общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив фондкультурныхинициатив.рф