1
В Евангелии сегодня, в память святых отцов Первого Вселенского Собора, читается в наше назидание 17-я глава святого евангелиста Иоанна Богослова. Здесь приведена последняя, так называемая первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа, которую Он, окруженный Своими верными апостолами, после предательства Иуды, после Тайной Вечери, пред Гефсиманским подвигом и грядущей Голгофой вознес к Отцу Своему Небесному.

Он молился как Искупитель и Божественный Учитель, окруженный малым стадом Своих учеников, молился уже не за весь мир (ст. 9), а только за Своих апостолов (ст. 11) и за тех, которые уверуют по слову их (ст. 20). Это было собрание верных во главе со своим Учредителем Богочеловеком, иначе сказать, это была Церковь Новозаветная, Церковь Христова. Спаситель оставляет ее на земле, не берет ее из мира, напротив, оставляет ее в мире, чтобы ею спасся мир (ст. 11).

Какие же свойства сей Церкви?

Она – Единая. Не один раз, а несколько раз, с особым ударением, с особой как бы настойчивостью (ст. 11, 21, 22, 23) молит Спаситель Отца Своего об апостолах: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Иначе и быть не может – ибо един Иисус Христос, едина истина и едино наше спасение. Посему и Церковь едина.
Она – Святая. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною, говорит Спаситель (ст. 19). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (ст. 17). И Церковь имеет эту истину, единую истину, ею освящена, то есть выделена из мира; иной истины, иного учения в ней нет, и от единой Главы Иисуса Христа, делая святыми своих чад, она должна быть и есть на самом деле – святая.

Она – Соборная. В нее вошли и входят апостолы и все те, кто верует и уверует по слову их (ст. 20), то есть в собрание верных Божиих.

Она – Апостольская. Ибо об апостолах молит ныне Сын Божий и Искупитель Своего Отца Небесного, их полагает первыми камнями величайшего и вечного Дома Божия на земле и на Небе – Церкви Своей Апостольской.

Пойдем же по гласу Христову, примем Его яко Первосвященника нашего, Великого Архиерея, прошедшего небеса (Евр. 4: 14), Главу Своей Церкви, которую Он стяжал честною Своей Кровью (Деян. 20: 28), и пребудем для спасения во Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в ее руководстве, в ее учении и в ее благодати.

Церковность. 1914. № 159.