«Господь наш Иисус Христос начал свое общественное служение, как Спаситель рода человеческого, проповедью о покаянии: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Учение о Царстве Божием служило для Иисуса Христа исходным пунктом Его проповеди. Созидание Царства Божия должно составлять задачу нравственной деятельности человека. Иисус Христос обращается к душе человека и ее ценит в нем, а не внешнее положение. Христос не отрицает материальных благ и нужд своих последователей: знает Отец ваш небесный, что вы имеете нужду во всем этом, но Он требует, чтобы эти нужды были подчинены нравственным началам жизни духовной. Если человек подпадает под их власть, если его душа порабощается ими, то Христос требует решительной борьбы с ними. <…>
Христос Спаситель призывает нас к борьбе, но не с внешними условиями жизни, а борьбе со своими пороками и страстями. <…> Такая-то именно борьба человека с самим собою, с неправдою и злобою в себе самом и необходима теперь для возрождения и обновления нашей жизни. Человек должен постоянно и упорно бороться с дурными наклонностями своей природы: себялюбием, своекорыстием, завистью и вообще со всеми злобными отношениями к ближним, чтобы вносить в жизнь мир и успокоение, честный труд и благожелательные отношения к ближним.
Мы должны быть твердо убеждены в том, что какие бы ни предлагались формы совершенного общественного устройства, жизнь будет не улучшаться, а ухудшаться, пока человек не поборет в себе пороки и страсти. Мы должны исторгнуть из своего сердца все греховное и злое, вносящее в жизнь только разрушение и расстройство. Правда, в жизни нас окружающей происходит и существует много зла, с которым нужно бороться, чтобы побеждать и заменять добром. Сам Спаситель во время Своей земной жизни вел непрерывную борьбу со злом. Достаточно припомнить Его грозные обличительные речи против фарисейской лжи, лукавства и лицемерия. Но как отличается борьба Спасителя со злом от той борьбы, которая происходит теперь в нашей жизни! Господь вел борьбу с такими явлениями, которые были действительно несомненным злом. Теперь же часто выходят на борьбу не со злом жизни, а с людьми, выхо дят личности, побуждаемые к борьбе себялюбием, завистью, корыстолюбием и злобою, вследствие чего зло в жизни от подобной борьбы не уменьшается, а более увеличивается. Борьба Спасителя со злом жизни вызывалась чистейшими, нравственными побуждениями: ревностью о славе Отца Небесного и безграничною любовью к ближним. <…> Самую борьбу со злом Господь наш Иисус Христос вел такими средствами, которые были безусловно чистыми в нравственном отношении, указывались любовью к Богу и ближним, относились к обличению и вразумлению заблуд ших, к назиданию всех.
Теперь не рассуждают о нравственном достоинстве средств, при помощи которых должна вестись борьба: все средства считаются дозволенными, лишь бы вели к достижению предназначенной цели. Отсюда употребление таких средств, которые могут быть внушены только адскою злобою, средств, при помощи которых достигается лишь разрушение того, что создано предшествующими поколениями, уничтожение имущества и жизни ближних, уничтожение самое дикое, жестокое и беспощадное. Да, православные христиане, не так боролся со злом наш Спаситель. Как небо отстоит от ада, так и борьба нашего Спасителя со злом жизни отличается от того, что происходит теперь в жизни нашей. В чем еще обнаруживается борьба в нашей жизни? Немало сил полагается нами в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни: в изыскании способов для увеличения скудных средств к существованию, к об легчению тяжелого и изнурительного труда. С тех пор, как Бог сказал человеку: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, земля будет произрастать тебе терния и волчцы – борьба с неблагоприятными обстоятельствами жизни стала для нас неизбежной. Но худо то, что такая борьба у нас соединяется с забве нием о Боге и Его святом законе и сопровождается несправедливостью и жес токостью по отношению к ближним. Христианин должен проходить свой жиз ненный подвиг с любовью и доброжелательством к ближним, совершать жизненные труды честно, с молитвою, в полной уверенности, что Господь по от ношению к каждому из своих рабов исполнит великое обетование: “Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” [Мф. 6, 33]. Взирая на Господа нашего Иисуса Христа, будем иметь твердое убежде ние, что Евангелие Христово возвещает нам жизнь, исполненную такого света, который во тьме светит и тьма не объяла его, жизнь, представляющую непрестанное стремление к раскрытию всего чистого, истинно совершенного в при роде человеческой, жизнь, являющуюся сочетанием божественного и человеческого... вечного и временного...».