scale 1200
НОРМЫ ЖИЗНИ

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Ин. 13, 34)

Если мы присмотримся к общежитию древних язычников, например греков или римлян, или нынешних наших современных язычников, то увидим, что самым высоким идеалом, к которому стремятся они, является справедливость. Выше этого идеала, конечно, не могли подняться древние язычники, не слышавшие о Христе Спасителе, а нынешние язычники не хотят подняться, ибо они сознательно зачеркивают веру. Каково же содержание этого принципа общественности – справедливости? Ты не обижай меня – и я тебя не буду обижать. А если ты меня обидишь – то и я тебя обижу. Ты мне делай добро – и я тебе буду делать добро. А если ты мне сделаешь зло – то и я тебе отплачу тем же. Вот идеал людей, не знающих Христа Бога. А что же Христос Спаситель, какой Он указал идеал общежития? – Закон любви, и любви полной, до конца (Ин. 13, 1).

Господь наш Иисус Христос учит: ты не только не обижай того, кто и тебя не обижает, но и того, кто тебя обижает; ты делай добро не только своим друзьям, от которых ждешь того же, но и тем, кто не может тебе сделать добро. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 44-45).

Какой же идеал лучше для самого человеческого общества? Какая из этих норм жизни гарантирует обществу действительную свободу, устойчивость, покой?

Что такое по своему существу идеал справедливости? Это – разграничение интересов двух людей, между собой совершенно отчужденных и равнодушных. Ты меня не трогай, и я тебя не буду трогать. Закон справедливости только умеряет двух одинаковых эгоистов. И тот хочет жить в свое удовольствие, и этот. Но так как сие невозможно для одного, потому что есть соперники, то все они, волей или неволей, ограничивают свои аппетиты и живут мирно, не трогая друг друга. Такова норма жизни людей, не знающих Христова идеала или не желающих его знать. Нетрудно видеть, что здесь еще нет твердой гарантии мира общественного. Почему? Да потому, что тут люди живут в мире, боясь друг друга, остерегаясь. А если кто из них почувствует себя сильным, тогда он тотчас же порабощает более слабого, так как давно уже он тянулся к чужому добру и искал только случай, чтобы воспользоваться слабостью своего соседа. В таком обществе – не христианском – нужно всякую минуту дрожать за свою безопасность, так как ты не уверен в своей жизни.

Иное дело, когда в обществе нормой является христианская любовь – искренняя, а не лицемерная, полная, а не половинная, даже к врагам. Тогда только общество может быть спокойным. Если друг друга любим по-христиански, то на чужое мы не будем посягать, не будем мстить своим обидчикам, слабого не станем обижать, а будем поддерживать.

О, если бы в общественной жизни процветала христианская любовь! Тогда не было бы войн, вражды, насилий, несправедливостей, а была бы та счастливая, в условиях земных, жизнь, о коей так мечтают измученные люди. Я позволю себе, возлюбленные, привести пример из моей жизни. Приблизительно десять лет тому назад я ехал из Петрограда в Херсон, путь был дальний. В вагон, где я сидел (тогда я был уже иеромонахом), входит с тревожным видом дама со своим сыном лет четырнадцати. Увидев меня, она с ясным лицом подошла со своим сыном, спросила, куда я еду. Оказалось, что и сын ее едет почти туда же, то есть в дальний путь. Мать облегченно вздохнула и сказала сыну: вот ты тут и будешь сидеть, около батюшки, и, попрощавшись с сыном, она спокойно ушла домой. Почему спокойно? Она верила, что служитель Христов не обидит ее сына, а поможет ему, и она не ошиблась. О чем говорит этот пример? О том, что только верующим людям доверяют и с ними чувствуют себя спокойно, зная, что христианин не делает зла, а только добро своему ближнему.

Представьте себе, что вы попали в общество людей неверующих и хулящих Бога открыто. Скажите откровенно: уверены ли вы, что вы в безопасности? – Нет. А когда перед вами люди богобоязненные, вы спокойны за себя. Как же жестоко ошибается тот, кто изгоняет Христа Спасителя из человеческого общежития, завет Христовой любви не ставит нормой жизни. Это значит удалить солнце из природы, это значит вносить в людскую толпу злобу, вражду, ненависть. Нет – побольше любви, и только тогда человеческая жизнь может измениться. Только Христос, истинный Бог и истинный человек, может оздоровить грешное человеческое общество и дать ему новую, счастливую, насколько это возможно на земле, жизнь, полную любви, как и говорит Он: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Аминь.

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения. Т. 1. Тверь, 2005.