Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский. Перерождение любви.
Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Несение креста»
Перерождение любви
В 1910 году в проповеди в Вербное воскресенье епископ Гермоген (Долганев) сказал слово, объясняя, почему вроде бы и верующие и во всяком случае посещающие храмы люди вдруг становятся агрессивными безбожниками.
«Господь Иисус Христос прежде шести дней Пасхи пришел в Вифанию, где Он воскресил Лазаря. Здесь Он был на вечери в доме Марфы, Марии и Лазаря. Сюда пришло много народа, желавшего видеть не только Господа, но и Лазаря, которого Господь воскресил из мертвых. Архиереи же и книжники, завидуя Его славе, желали умертвить не только Его, Господа, но и Лазаря, так как ради этого Лазаря многие уверовали в Иисуса, а им, книжникам, это было нежелательно. Еще в то время, когда Господь воскресил Лазаря, они говорили про Иисуса: “Человек этот творит много чудес, и поэтому, если оставим Его, все уверуют в Него, и у нас отнимется власть и влияние в народе, придут римляне и завладеют нашим народом и нашей страной”. Руководители народные боялись за свою власть. Они боялись римлян, но не боялись для избавления от этой власти убить Того, Кто творил многие знамения и чудеса. Из Вифании Господь пошел в Иерусалим. Здесь Его торжественно встречали как Царя, говоря: “Осанна! Благословен грядый во имя Господне!” Но эта встреча была такая торжественная именно потому, что и народ хотел видеть в Нем земного Царя, Который освободит его от власти римлян. Почему этот же народ, когда узнал, что Господь не для воцарения во Израиле пришел в Иерусалим, а для Своего уничижения, для крестных страданий, то изменил свою призрачную любовь к Нему на совершенно противоположное чувство, на дикие крики: “Распни, распни Его!”? Такое перерождение любви совершилось вследствие увлечения иудеев призрачными, земными благами. Если же бы они презирали эти блага, то, ища славы небесной, не стали бы изменять своей любви к Господу. Такое чувство перерождения любви в злобу, в ненависть замечается и в настоящее время.
Многие и ныне ждут каких-нибудь земных выгод, обеспечения существования и поэтому любят тех, от кого они ждут этих выгод. Но когда они не получают желаемого, то любовь их перерождается в чувство вражды, ненависти. Так бывает у нас по отношению к Господу. Совершаем мы труды, молитвы, но когда не получаем просимого в молитве, то отступаем от Бога и готовы вновь кричать Ему: “Распни, распни Его!” Такие труженики, богомольцы и смиренники, ищущие земных выгод, помышляющие о земном и не получающие просимого, есть худые богомольцы. Любовь их к Богу ложная. Труды их напрасны. Веровать и любить Господа нужно по влечению сердца, но не из-за земных выгод, как это делали иудеи. Между тем современные люди, проявляя видимую любовь к Богу и не получая исполнения молитвы, отпадают от веры, становятся в ряды неверующих иудеев и доходят до полного распинания Господа. Отсюда и все беды в нашей земной жизни. Супруги, руководимые плотскими началами в жизни, но не ищущие силы благодати Святого Духа и единения в вере в Бога, также испытывают чувство перерождения любви, впадают в гнев, ненависть и даже в более худшее. Так бывает и во всем, когда нами руководят одни земные выгоды, но не высшие духовные блага. Вот от этого-то мы и теперь распинаем Господа.
В светской печати, не говоря уже о тех скверных пьесах, которых мы не однажды касались, всюду и везде хулится Имя Господа. Даются Ему оплевания и заушения. Все желали бы одних выгод и преимуществ, как и иудеи, которые хотели быть властителями всех людей и говорили: “Придут римляне и овладеют нами”. Как язычники, которые кричали: “хлеба и зрелищ”, так и иудеи, если бы Христос был царем земным и воссел бы на царском престоле, разве не полюбили бы Его и разве они тоже не стали бы кричать, подобно язычникам, “хлеба и зрелищ”? Так и современные люди: и крестьяне, и мещане, и интеллигенция, и даже некоторая часть духовенства представляют из себя толпу, которая подобна иудеям и язычникам. И это иудейство и язычество у нас видно всюду и везде. Но истинная любовь не должна перерождаться ни под каким видом и из-за неудовлетворения земных выгод переходить во враждебное чувство. Иов Многострадальный и при благочестии испытывал бедствия, но не забыл Бога. Все несчастия не заглушили в нем любви к Господу. Вся церковная история – и ветхозаветная, и новозаветная – показывает нам, как мы должны относиться к Богу за Его бесконечную любовь к нам».
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.