11


Слово в Великую Субботу


Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, и во гроб мал странноприемлется. Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Небо и земля выступают ныне на обличение человеческого бесчувствия, заключившего Сына Божия во гробе. Бессмертная Жизнь ныне скрывается во мрачных обиталищах преисподней ради человеческой злобы. Для чего же живот Держащему дланию надлежало быть отторгнутым от земли живых (Ис. 53: 8)? И почему Тот, Кто не должен был видети истления (Пс. 15: 10), ныне лежит бездыханный? — Для того, чтобы умертвить живущую в нас злобу, и потому, что мысли и желания наши непрестанно направлены на дела плоти, которые истлевают. Злоба человеческая не могла умереть, пока нетленная и присносущная жизнь не воссияла из гроба, и вопли плоти не могли умолкнуть до тех пор, пока Сам Царь царствующих и Господь господствующих не пришел на заклание. Теперь же, когда Первенец умерших лежит во гробе, живущие на земле увидели, что праведник, когда восхищается от земли, не умирает, но отходит к небу (Ис. 57: 1). Теперь, когда уснул сном смерти Податель жизни, все люди уразумели, что нельзя уже никому говорить более: иссохли кости наши, и погибла надежда наша (Иез. 37: 11). Ибо не может остаться в недрах земли Тот, Кто повесил ее на водах, и не может погибнуть в могиле Тот, Кто имеет начало бытия Своего от дней века. Посему, если уже наша злоба и бесчувствие умертвили имевшего в Себе источник жизни, то да не возмущают они хотя покой Его во гробе!

Да молчит убо ныне всякая плоть человеча, дабы покой Божественного Мертвеца возбудил и в нас ростки духовной жизни, погребенные в могиле страстей! Дадим покой неусыпным желаниям плоти, дабы не зажгли они в нас вечного пламени, но чтобы нам, умершим для всех земных помышлений, достигнуть вечного субботства в Царствии Божием. Аминь.

1901 год.