Священносученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Кончина Мира.
Кончина Мира
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр. 11, 15)
В одном из рассказов А. П. Чехова старик пастух говорит: «Пришла пора Божьему миру погибать.
Старик надел картуз и стал глядеть на небо. – Жалко! – вздохнул он после некоторого молчания. – И, Боже, как жалко! Оно, конечно, Божия воля, не нами мир сотворен, а все-таки, братушка, жалко. Ежели одно дерево высохнет или, скажем, одна корова падет, и то жалость берет, а каково, добрый человек, глядеть, коли весь мир идет прахом? Сколько добра, Господи Иисусе! И солнце, и небо, и леса, и реки, и твари – все ведь это сотворено, приспособлено, друг к дружке прилажено. Всякое до дела доведено и свое место знает. И всему этому пропадать надо!» (А. П. Чехов. «Свирель»).
Слова эти невольно навевают думы и на нас: в самом деле, зачем гибнуть нашему прекрасному миру? Неужели мы никогда не увидим этого дивного мира Божия, не будет светить солнце и кротко сиять луна? Неужели настанет когда-либо момент, в который люди лишены будут весны, роскошного лета и всех многих красот?
Кончина мира сего непременно будет (Мф. 24, 21-31; 2 Пет. 3, 10 и др.). Но как с ней можно примириться христианину, слыша рассуждения, подобные тем, которые высказывали чеховские герои: рассуждения эти далеко не легкомысленны. Прекрасен Божий мир! Кто будет спорить об этом? Сколько действительно чудных, светлых явлений на нашей земле! Но вместе с тем сколько на ней горя, слез, страданий, нужд, болезней. Сколько стонов и криков несется с прекрасной земли к небу, к престолу Божиему. Несомненно, на земле гораздо больше мучений, чем радостей! И вот всего этого неисчислимого горя, которое к концу мира не уменьшится, а возрастет до колоссальных размеров вследствие упадка веры в Бога у людей, от этого великого человеческого горя избавит Господь людей Своих, прекращая Своей волей мир сей (Мф. 24, 34-51). И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7, 13-17).
Лишая нас земли с ее призрачными и конечными (до смерти нашей) радостями, Господь дает нам другую, несравненно высшую и вечную радость – блаженство в общении с Ним в новой земле и новом небе (Откр. 21, 1), где добро будет безостановочно расти, потому что царство сатаны не будет иметь силы для верующих в Бога, а одно царство Христово господствовать вечно будет (2 Пет. 3, 13; Откр. 11, 15). И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Откр. 21, 3-5).
Поэтому верующий во Христа Бога, исполняющий Его заповеди христианин не страшится мировой катастрофы, не жалеет в конечном счете этого прекрасного внешнего мира, ожидая и желая пришествия дня Божия (Откр. 22, 20) и молясь со всеми верными ежедневно Господу Вседержителю: «Даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас не-престанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков» (молитва утренняя 5-я, святого Василия Великого). Аминь.
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.