11

                                                                                 Церковь Вознесения Господня в селе Вознесенье
          
Священномученик Петр Попов родился в 1895 году в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. В 1918 году он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 году он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца.

Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, не старался угодить власть имущим, не устрашался угроз сынов мира сего и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В мае 1934 года отец Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Тутаевского района. Вернувшись к служению у престола Божия, отец Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову.

«Господь наш Иисус Христос, ходя по берегу моря Галилейского, увидал рыбарей Петра и Андрея, Иакова и Иоанна и позвал их следовать за Собою. Они тотчас оставили все и последовали за Ним. Отчего же так скоро и охотно они пошли? Есть минуты, когда Бог посещает человеческое сердце, – и мысль орлиным полетом стремится в безграничное небо. В эти блаженные минуты человек сразу понимает всю суету обыденной будничной жизни и сразу всем своим существом познает и ощущает в себе Бога. Такое действие обыкновенно оказывает слово Божие, “живое и действенное” (Евр. 4, 12). Это же слово и озарило души первых учеников Христа. Зажглись их сердца, и преобразились они сами и пошли за Господом. И мы знаем, что они с тех пор всю жизнь служили Господу и Его святому делу водворения Царства Божия в сердцах людей. В устах их зазвучала радостная Евангельская песнь. Простые, скромные галилейские рыбаки преобразились во властелинов душ и понесли всему миру радость. Действия Духа Божия, Духа благодати, неуловимые для обыкновенного человеческого наблюдения, они касаются самой глубины души, самых внутренних основ ее. Царство Божие не приходит приметным образом – это действия таинственные и состоят в пересоздании и оживотворении внутренней жизни человека. Со дня призвания Господом апостолов в их жизни началась весна. На них повеяло дыхание весны Святого Духа, оживляющее и благословляющее их внутреннюю жизнь. Прошедшее для них было ночью, а теперь наступил день, великий день вечной жизни. Что прежде звало и манило их к себе – семья, материальное обеспечение, сытое счастье – все это представлялось им теперь пустым сном и заменилось тесным и искренним общением со Христом Сыном Божиим. Все прежние цели жизни, которым они служили, исчезли для них. Это состояние апостолов превосходно выражено святым апостолом Павлом, который говорит: “Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор” (Фил. 3, 8). И святые апостолы, пользуясь вещественными благами мира, были как не пользующиеся и смотрели на них как на вещественное приложение, подаваемое от Господа, Который питает, греет и одевает все видимое царство мира сего, – тем более им, ищущим Царствия Божия и правды Его, по неложному обещанию Спасителя приложится все необходимое для поддержания их телесной жизни. Потом эта вера, надежда и любовь к Богу возросла и окрепла в них настолько, что они, облеченные силою свыше, благодатью Святого Духа, стали явственно и ощутительно чувствовать невидимые действия Святого Духа и стали мыслить и говорить, чувствовать и действовать, как Дух Божий давал им провещевать. И с тех пор водимые Духом Святым апостолы пронесли евангельскую весть по всей вселенной, и из принявших ее народов образовалось Царствие Божие на земле, или Святая Церковь Христова... И мы, христиане, причастники сего Царствия Божия, через Таинство Крещения введенные в Церковь Христову и получившие печать дара Духа Святого и теснейшим образом соединяющиеся со Христом в святейшем Таинстве Тела и Крови Христовой и по примеру святых апостолов призванные следовать за Христом, должны словом и делом исполнять учение Христово и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего. А дела тьмы кому неизвестны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда и все прочее – воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Итак, возлюбленные о Господе, “блюдите себе како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии, ибо дни лукавы суть” [Еф. 5, 15-16]. Да будет с вами Господь. Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь».