11


Слово на день Воздвижения Креста Господня

О треблаженное Древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! имже паде древом прельстивый, Тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию, подающему мир душам нашим. (Ирмос 5-й песни канона на утрене)

Так воспевает Святая Церковь, желая внедрить в ум наш память о спасительном Древе, на котором Бог пригвоздился плотью. Она не перестает внушать чадам своим, чтобы они чаще взирали на Того, Кто пронзен ради грехов людских, и сами умилялись от сердечной скорби, слыша о Претерпевшем ради них мучительные страдания. По-видимому, и ныне люди должны были бы исполняться любовью к Тому, Кто распят ради них, и, подражая своему Учителю, поступать в жизни своей так, как поступал Он. Но вот мы видим, что в сердцах людей нынешнего времени всё более и более иссякает любовь к своему Спасителю, что многие из них уже не трогаются повествованием о страданиях Христовых. Им начинает казаться ненужной смерть Христова, и в понесенных Искупителем мира страданиях они уже не видят пользы для себя. Пусть Христос пострадал, говорят они, и смерть Его представляет высокий подвиг самоотвержения, но смерть эта не может изменить жизни современного человечества.

Так говорят люди, утратившие любовь к Богу и ближним своим, возлюбившие же исключительно жизнь века сего. Но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8). Если многим из людей века сего кажется, что они не могут получить для себя пользы от страданий Христовых, то это потому, что они сами умертвили в себе всякое желание жизни высшей, духовной. Для сынов же Церкви и доныне Древо Креста является спасительным и источает обилие жизни духовной. Доныне возвышенный подвиг страданий Христовых возбуждает их на борьбу со страстями своими, воодушевляет на противление неправдам мира, ожестевшего в себялюбии. И напрасно стали бы думать люди века сего, что они сами, без Христа могут преобразовать жизнь современного человечества. В уме, отуманенном удовольствиями этой временной жизни, может ли утвердиться какая-либо возвышенная мысль; в душе, погрязшей в тине нечистых страстей, может ли долго пребывать чистое чувство или укорениться самоотверженное желание? И не оттого ли не только бесплодны попытки современных людей преобразовать свою жизнь, но теряется даже надежда найти такой способ преобразования общественной жизни, который бы действительно изменил ее к лучшему?

В истинных же сынах Церкви это улучшение постоянно совершается, хотя бы и не знали они тех изобретений человеческой мудрости, в которых напрасно видит современное человечество залог своего будущего величия и могущества; в душах их всегда замечается возрастание плодов Духа – любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, свойственных последователям Христовым, которые плоть свою распяли с ее страстями и похотями (Гал. 5: 22–24).

Посему, братия, не будем отдалять от сердца нашего того напоминания о смысле истинной жизни, какое дается нам возносимым ныне Древом Креста, ибо, лишь участвуя в страданиях Христовых, перенося терпеливо скорби жизни, которые посылаются нам для нашего вразумления, мы можем найти истинный путь в сей жизни! Сила же Древа Креста, никогда не истощающаяся, всегда будет водворять в сердцах, желающих идти по этому пути, мир и лишение радостей земных восполнять радостью духовной.

Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 4. М., 2022.