Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение.
В неделю мясопустную
В Царство Божие и Небесное, как мы видели из притчи о блудном сыне, иногда не пускает грешника отчаяние. Грешник думает, что ему уже нет возврата к Богу, и продолжает жить в грязи порока и греха; он думает, что всё равно все его усилия быть чистым и непорочным уже бесплодны. Мы видели, что так рассуждать грешно, и это значит не верить ни в Божью милость, ни в Христову благодать.
Но есть другое, не менее опасное настроение души у грешника. Сначала он боится Бога, трепещет за свое положение, боится суда и наказания, стыдится Бога и людей, а потом, как это часто бывает, он начинает искать оправданий для себя, успокоения совести и самое главное утешений для своего страха и боязни вечной гибели. Одни внушают себе мысль: Бога нет, значит, нет и суда, и наказаний. Но таких мало – ибо нужно совсем обезуметь, чтобы прийти к такой мысли. И святой пророк Давид говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася таковые в помышлениях (Пс. 13: 1). Большая же часть людей начинают утешать себя тем, что Бог милостив, Он простит всех, Он никому не пожелает вечной погибели. Такие речи говорят часто люди образованные и с укоризной возражают, если им говорят о страхе Божием и о будущем Суде: «Вы-де почитаете Бога жестоким». Такие речи говорят с целью показать себя добрыми и милостивыми, высоко понимающими дух христианского учения: тут уж желают быть милостивее Самого Бога! Такие речи наконец охотно слушают многие: ведь так приятно успокоить себя, так хочется продолжать жить во грехе, не трудиться над своим исправлением, лениться для дела своего спасения и утешаться, что-де всё равно Бог всем и всё простит!
А между тем, по учению Святой Церкви, такие рассуждения есть самое страшное и гибельное заблуждение! Поистине в ответ на подобные утешения и успокоения надо сказать собеседнику словами Иисуса Христа: отойди от Меня, сатана!.. потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16: 23). Нет ничего более вредного, как эти рассуждения! Если для больного гибельна та или другая пища, а ты ради ложной доброты будешь ее давать больному, то разве ты не убийца? И те, которые успокаивают грешника тем, что без труда и попечения с его стороны Бог ему всё простит, суть духовные убийцы! Они толкают его на путь вечной гибели.
Сегодня Святая Церковь, чтобы спасти и образумить легкомысленных, легковерных грешников, думающих, что их спасет одно Божье милосердие без их труда и покаяния, приводит нам в Евангелии учение Иисуса Христа о Страшном Суде.
Помни, грешник, слово Спасителя: не просто Он говорит, что приблизилось Царство Небесное и всем оно открыто без всяких условий, но Он говорит сначала: покайтесь, покайтесь!
Помни, грешник, что покаяние состоит не в одном только чувстве и не в одних словах, но оно требует дел и плодов: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3: 8).
Помни, грешник, что эти плоды – в любви к Богу, а любовь к Богу проявляется в любви к ближним, о которых говорит нам сегодня Спаситель: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить больного, утешить и пожалеть заключенного в темнице. Всё, что делаем мы одному из этих братий наших, делаем Самому Богу (Мф. 25: 31-46).
Помни, что именно в этом великая милость Бога, что Он принимает за службу Ему, Богу нашему, наши услуги ближним нашим, несчастным людям, которых Он по милости Своей называет Своими братьями.
Помни, помни, грешник, что при всем милосердии у Бога есть и правосудие, и Спаситель говорит нам сегодня: идут грешники в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную (Мф. 25: 46).
Помни, что милость Божию нельзя обращать в пособие и потакательство греху и пороку, в прикрытие лени духовной и служение сатане. Таковые Царствие Божие не наследуют.