11

                                                                                      

В неделю мясопустную

В Царство Божие и Небесное, как мы видели из прит­чи о блудном сыне, иногда не пускает грешника отчаяние. Грешник думает, что ему уже нет возврата к Богу, и продолжает жить в грязи порока и греха; он думает, что всё равно все его усилия быть чистым и непорочным уже бесплодны. Мы видели, что так рассуждать грешно, и это значит не верить ни в Божью милость, ни в Христову благодать.

Но есть другое, не менее опасное настроение души у грешника. Сначала он боится Бога, трепещет за свое положение, боится суда и наказания, стыдится Бога и людей, а потом, как это часто бывает, он начинает искать оправданий для себя, успокоения совести и самое главное утешений для своего страха и боязни веч­ной гибели. Одни внушают себе мысль: Бога нет, значит, нет и суда, и наказаний. Но таких мало – ибо нужно совсем обезуметь, чтобы прийти к такой мысли. И свя­той пророк Давид говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася таковые в помышле­ниях (Пс. 13: 1). Большая же часть людей начинают уте­шать себя тем, что Бог милостив, Он простит всех, Он никому не пожелает вечной погибели. Такие речи говорят часто люди образованные и с укоризной возра­жают, если им говорят о страхе Божием и о будущем Суде: «Вы-де почитаете Бога жестоким». Такие речи говорят с целью показать себя добрыми и милостивыми, высоко понимающими дух христианского учения: тут уж желают быть милостивее Самого Бога! Такие речи наконец охотно слушают многие: ведь так приятно успокоить себя, так хочется продолжать жить во грехе, не трудиться над своим исправлением, лениться для дела своего спасения и утешаться, что-де всё равно Бог всем и всё простит!

А между тем, по учению Святой Церкви, такие рас­суждения есть самое страшное и гибельное заблужде­ние! Поистине в ответ на подобные утешения и успокое­ния надо сказать собеседнику словами Иисуса Христа: отойди от Меня, сатана!.. потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16: 23). Нет ничего более вредного, как эти рассуждения! Если для больного гибельна та или другая пища, а ты ради ложной доброты будешь ее давать больному, то разве ты не убийца? И те, которые успокаивают грешника тем, что без труда и попечения с его стороны Бог ему всё простит, суть духовные убийцы! Они толкают его на путь вечной гибели.

Сегодня Святая Церковь, чтобы спасти и образумить легкомысленных, легковерных грешников, думающих, что их спасет одно Божье милосердие без их труда и покаяния, приводит нам в Евангелии учение Иисуса Христа о Страшном Суде.

Помни, грешник, слово Спасителя: не просто Он гово­рит, что приблизилось Царство Небесное и всем оно открыто без всяких условий, но Он говорит сначала: покайтесь, покайтесь!

Помни, грешник, что покаяние состоит не в одном толь­ко чувстве и не в одних словах, но оно требует дел и пло­дов: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3: 8).

Помни, грешник, что эти плоды – в любви к Богу, а любовь к Богу проявляется в любви к ближним, о кото­рых говорит нам сегодня Спаситель: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого, посетить больного, утешить и пожалеть заключенного в темнице. Всё, что делаем мы одному из этих братий наших, делаем Самому Богу (Мф. 25: 31-46).

Помни, что именно в этом великая милость Бога, что Он принимает за службу Ему, Богу нашему, наши услуги ближним нашим, несчастным людям, которых Он по мило­сти Своей называет Своими братьями.

Помни, помни, грешник, что при всем милосердии у Бога есть и правосудие, и Спаситель говорит нам сего­дня: идут грешники в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную (Мф. 25: 46).

Помни, что милость Божию нельзя обращать в посо­бие и потакательство греху и пороку, в прикрытие лени духовной и служение сатане. Таковые Царствие Божие не наследуют.