Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Помощь Ангелов.
Слово в день святого Архистратига Михаила
Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них Святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас, и к молитвам ангелам Божиим мы обращаемся редко.
А между тем из слова Божия мы видим, что ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто к своим пришел (Ин. 1: 11), ангелы славословят рожденного Богомладенца чудной песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемой: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14). Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге, – вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни ангелы служат Христу (Мк. 1: 13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь ангел укрепляет Его (Лк. 22: 43); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу (Пс. 68: 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более нежели двенадцать легионов ангелов (Мф. 26: 51–53). И свидетелями славного воскресения Его являются одни ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1: 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из малых сих, они радуются о каждом грешнике, кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15: 6–7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свое заблудившуюся овцу – человеческий род – и соединить ее с ангелами, восполняя людьми лики ангелов, отпадших вместе с сатаною. И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем Святая Церковь напоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень часто мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они, как слуги, забывающие свое небесное величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.
Ведь мы живем в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, – как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжелой, ленивой, немощной и многострастной плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такой большой обладают духовной крепостью, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое Святой Церковью: Ангельскому поревнуем житию, и мысли вперим к высоте, и с ними невещественно воспоим Господа! Поэтому-то святые угодники Божии всегда представляли в уме своем образ жизни ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались ангелами во плоти. А как необходима нам помощь ангелов в борьбе с духом злобы! Ведь эта борьба не против плоти и крови (Еф. 6: 12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с Архистратигом их, через которого и сатана с небес, как молния, ниспал (Лк. 10: 18)? Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал ангелов, свет второй, являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: Ангелы хотя и духи, но всё же создания и ближе к нам, – легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему духу. Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.
Но скажут, быть может, некоторые: зачем же помощь ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всем помогать нам? Разве недостаточна помощь Христа, Который облекся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушенным во всем, и нам, искушаемым, помогать (Евр. 2: 18; 4: 15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, через то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознесся, чтобы и мы о горнем помышляли, а не о земном (Кол. 3: 2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу в Небесная и наднебесная, а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с ангелами Она более пребывала? Будем помнить, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и что наше тело должно по воскресении измениться, стать духовным, чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15: 50, 44). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, чтобы помогать нам, но, спасая существа, одаренные свободой, не вводит Он их насильно в Свое Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?
Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному – на высоту, как всё легкое на земле влечется на высоту воздушную, чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлеченными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.
1916 год