FU1912

Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть. (Кол. 3: 5)

Эти слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обращаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенной силой восстают на душу, силы же души немоществуют, и хотя слышится в душе голос, призывающий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогающей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий духовный подвиг, обольщает человека пленительным призраком свободы, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отречение от которых и подавляет будто бы душу унынием.

Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утратилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься греховного тела плоти, необходимо напряжение воли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с ней. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвизающийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собой этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на происходящий от них вред, уже не стыдясь и не краснея начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострадательным взором проникнет в болезнь его? Ибо не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления Его.

И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. Он вспоминает о любви небесного Пастыря, Который, заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, приносит к Отцу Своему. Тогда душа человека невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненной скорбью начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовью к Богу, начинает взывать к Нему: обрати меня, и обращусь… Мы извратили путь свой... Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда… Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор… грешили пред Господом Богом нашим... Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш! Неужели не обратится Бог на этот зов души скорбящей? Поистине обратится и издали явится ей.

Посему да не унывает человек, хотя малое желание имеющий подвизаться для Господа! Есть надежда для будущности твоей, – говорит ему Сам Господь через пророка. Приближающийся праздник явления Бога во плоти уже сам по себе силен обновить нашу душу. Но во сколько раз обновление и очищение души нашей было бы сильнее и действеннее, если бы мы присоединили хотя малый подвиг поста и говения! Тогда поистине сбудется на нас слово пророка: Господь сотворит на земле нечто новое. Душа слабая и немощная сделается мужественной. Утомленный борьбой человек укрепится духовно, когда закон Господа будет вложен во внутренность его и в сердце его написан будет, когда о грехах его не будет более воспоминания Господа. Работая Господу со страхом, он будет всегда и радоваться Ему с трепетом. Аминь.