Ноября 26 (9 декабря)
 
Священномученик
Василий Студницын
 
Священномученик Василий родился 18 марта 1890 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Алексея Студницына. В 1914 году Василий Алексеевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в кладбищенскую церковь Всех Святых в Серпухове. В 1920 году он был рукоположен в сан священника, в 1929 году – переведен в Троицкую церковь в Серпухове. В 1930 году отец Василий был арестован за неуплату налога и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в Троицкой церкви, был возведен в сан протоиерея и в 1936 году назначен благочинным приходов Серпуховского округа.
14 апреля 1937 года власти вызвали для допроса священника Алексия Синайского, бывшего настоятелем Успенской церкви города Серпухова, согласившегося давать показания об отце Василии. «Василия Алексеевича Студницына я знаю как священника Троицкой церкви, – сказал отец Алексий. – Из личных бесед со Студницыным мне известно, что он зарегистрировался в горсовете как благочинный духовенства Серпуховского района. Мои взаимоотношения со Студницыным до настоящего дня были нормальными, все его указания я лично, как настоятель Успенской церкви, всегда исполнял в соответствии требованию канонического устава Церкви. В 1936 году Студницын, зарегистрировавшись благочинным духовенства по городу Серпухову и району, довел до сведения духовенства, что он вступил в отправление обязанностей благочинного и потребовал строгого сохранения канонических правил в отправлении религиозных обрядов. Вместе с этим он является на сегодня связующим звеном духовенства города и деревни с епископатом, через Студницына передаются церковные средства на содержание епископата, назначение, отстранение того или иного священнослужителя. Наряду с этим Студницын, считая себя представителем Православной Церкви в городе и районе, облеченный званием благочинного, требует от настоятелей церквей представления сведений о составе двадцаток, членов церковного совета, служителей культа; поступающие сведения передает в Серпуховской горсовет.
Кроме этого Студницын, считая себя благочинным, в период 1936-1937 года посещал ряд церквей в городе и районе в особо торжественные дни, где отправлял службы. Своим участием в службе Студницын пропагандировал великолепие церковного богослужения, ставя задачу – привлечение молящихся в церковь; приезд благочинного в тот или иной церковный приход заранее афишировался среди прихожан. Студницын, являясь священником Троицкой церкви, ввел служение двух литургий – ранней и поздней. Наряду с этим, для пропагандирования церковных отправлений при Троицкой церкви до сего времени используются три монашки, одна из них, Аглаида, исполняет обязанности внутреннего церковного сторожа: открывает церковь, зажигает лампады, убирает церковь, подает кадило, принимает поминания, продает свечи. Надо сказать, что Студницыну хорошо известно, что монашка Аглаида судилась, была в ссылке, вернулась; проживая в Серпухове, является помощницей Студницына в пропагандировании церковного движения. Помимо монашек Троицкая церковь имеет хорошо сколоченный церковный актив, за счет средств церковного ящика созданы великолепия внутри церкви, приглашаются с оплатой хоры певчих.
Из личных бесед со Студницыным за период с 1929 года по настоящее время у меня сложилось твердое убеждение, что Студницын является враждебно настроенным к мероприятиям советского правительства. Так, например, при проведении колхозного строительства он открыто говорил, что советская власть загоняет крестьян в кабалу. В неоднократных беседах он говорил, что советская власть устраивает гонения на Православную Церковь, закрывает храмы, снимает колокола, облагает духовенство налогами. Такое настроение у Студницына осталось до сегодняшнего дня, и это подтверждается тем фактом, что налог за него оплатил церковный совет из средств дохода церкви – церковного ящика, а церковный совет мог оплатить только тогда, когда он получил просьбу от священника о помощи в уплате налога.
В 1929 году Студницын группе священников говорил, что духовенство преследуют, заставляют молчать. Позже, в 1930 году, в одной из бесед в церковной сторожке Студницын говорил: “Нам надо не выпускать из наших рук селения возле Серпухова и осторожно среди крестьян вести работу, показывая им, как они жили раньше и как живут сейчас”. Студницын предлагал использовать монашек в проведении агитации против колхозов. В связи с развертывающейся антирелигиозной работой Студницын говорил: “Нам надо создавать твердую массу против вылазок врагов Церкви – коммунистов, безбожников”. С возвращением по отбытии принудительных работ в 1932 году, Студницын избегал бесед, но в последнее время, с получением положения благочинного, проводит активную церковную деятельность».
26 ноября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и несколько дней допрашивался.
– Уточните следствию, какого течения вы придерживаетесь, старотихоновского или новообновленческого?
– Старотихоновского, в настоящее время возглавляемого митрополитом Сергием.
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, проводимую среди населения против политики партии и советской власти, и поэтому следствие предлагает вам дать правдивые показания.
– Я был в селе Кузьминки Серпуховского района на похоронах Варвары Палицыной. После похорон во время обеда я говорил о трудностях жизни при существующей советской власти, так как советская власть облагает непосильными налогами, в особенности духовенство; что еще говорил, не помню. Это я не отрицаю, это я говорил.
– Следствие располагает достаточным материалом о том, что вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против политики партии и советской власти, а поэтому следствие еще раз предлагает вам дать более правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.
– Данные мною показания следствию считаю правильными. Я признаюсь, что среди верующих высказывал свое недовольство советской властью, говорил о трудностях жизни при советской власти.
30 ноября следствие было закончено. 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священника перевезли в Москву в одну из тюрем НКВД, перед расстрелом сотрудники НКВД сфотографировали его. Протоиерей Василий Студницын был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
 
 

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века

Московской епархии. Дополнительный том 1»

Тверь, 2005 год, стр. 267-271