7 (20) декабря
 
 Мученик 
Иоанн Демидов
 
 
Мученик Иоанн родился 18 апреля 1863 года в деревне Андреево Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии в семье мелкого фабриканта Панкратия Демидова, имевшего небольшое шелкокрутильное производство, на котором работало около пятидесяти человек. В конце 1900-х годов наследство, принадлежащее отцу, было разделено между братьями, причем фабрика целиком отошла к брату Ивана – Матфею Пакратьевичу Демидову.
Иван Панкратьевич был глубоко верующим человеком, в вере и благочестии он воспитал и детей – его сын и дочь и стали старостами двух храмов в самое тяжелое время гонений на Русскую Православную Церковь.
В 1918 году Иван Панкратьевич состоял членом волостного правления Ново-Загарской волости. В 1918 году пришедшие к власти большевики прислали распоряжение в правление волости: снять все царские портреты; и члены волостного правления стали послушно выносить портреты, но когда дошли до иконы святого благоверного князя Александра Невского, Иван Панкратьевич запротестовал, заявив, что иконы-то никак выносить не следует. За это он был арестован и содержался восемнадцать дней в тюрьме. В это время в Загарье вспыхнуло крестьянское восстание против большевиков, которое было подавлено частями ЧК. Впоследствии сотрудники НКВД всячески старались приписать участие в восстании и Ивану Демидову.
В августе 1937 года были арестованы его сын и дочь с мужем, а 9 сентября он сам и отправлен в ногинскую тюрьму.
– Кто из ваших родственников репрессирован в текущем году органами НКВД? – спросил Ивана Панкратьевича следователь.
– В августе был арестован мой родной сын, Иван Иванович Демидов, несколько дней спустя арестовали мою замужнюю дочь вместе с мужем…... так как сын мой был церковным старостой в селе Запонорье, а дочь церковной старостой аверкиевской церкви и вместе с мужем поддерживала связь со священником... ныне также арестованном вместе с ними.
– Следствие располагает материалами, что вы вместе со своим братом, Матвеем Панкратьевичем Демидовым, содержали на паях до и после революции шелкокрутильную фабрику. Так ли это?
– Нет, я никогда вместе с братом не содержал шелкокрутильную фабрику, но я с ним был в разделе, он умер в 1927-м или в 1928 году, точно не помню. У Матвея было пять сыновей, из них трое были высланы в Казахстан как кулаки и имевшие шелкокрутильное производство, а двое умерло до высылки.
– В период коллективизации вы упорно были настроены против организации колхозов... Признаете себя виновным?
– Да... я говорил, что в колхоз никогда не пойду, потому что колхоз против религии; в праздничные дни работы по-нашему производить грешно и называется это богохульством, и, поскольку колхоз есть безбожество, и если я взойду в колхоз, то этим самым я подпишусь к безбожеству, и это есть большой грех, и я против Бога никогда не пойду... я считаю, что в колхоз идти грешно, так как колхоз идет против Бога, Церкви и священников.
– Следствие располагает материалами, изобличающими вас в том, что вы систематически среди колхозников ведете агитацию против колхозного строительства. Вы это признаете?
– Агитации против колхозного строительства я не вел, но сам я против колхозов, так как считаю, что колхоз есть безбожество и вступать в колхоз грешно. В колхоз я никогда не вступлю, ибо я это считаю грехом.
– В разговорах с колхозниками вы говорили, что быть колхозником грешно?
– Нет, таких разговоров с колхозниками я не имел.
Были допрошены свидетели, которые показали, что Иван Панкратьевич Демидов очень религиозный человек, имеет большую дружбу со священниками, на квартире у него два месяца жил запонорский священник. Во все посещения священниками деревни Андреево Демидов всегда приглашает их к себе на квартиру и угощает. И вся семья у него религиозная. Сын и дочь старосты запонорской и аверкиевской церквей.
11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Ивана Панкратьевича к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Ему в это время исполнилось семьдесят четыре года. Он был отправлен этапом в Тайшетлаг, где и принял вскоре мученическую кончину. Иван Панкратьевич Демидов скончался 20 декабря 1937 года и был погребен в безвестной могиле.

 
Архимандрит Дамаскин (Орловский)