Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых.
Слово о воскрешении Господом сына вдовы Наинской; сказано в Твери 8 (21) октября 1928 г.
Об одном из самых трогательных событий, бывших в дни земной жизни Господа Иисуса Христа, слышали мы сегодня в евангельском чтении о воскрешении Господом сына вдовы Наинской (Лк. 7: 11–16).
При входе Господа в город Наин встретило Его горестное шествие: несли на погребение единственного сына вдовы, юношу, и едва ли нужно добавлять, что плач вдовы был безутешным. Даже приближение Господа, Который, как всюду было известно, исцелял всякую болезнь и немощь в людях, не ослабило скорбь вдовы. Не знала она, что может Господь не только больному возвратить здоровье, но и мертвому жизнь. Об умершем говорили все: «Отошел в путь невозвратный» (Иов. 16: 22). Да и как могли говорить иначе, если Бог определил падшему человеку смерть в неизбежный удел. Однако Господь говорит вдове ободряющее слово: не плачь. Погребальное шествие останавливается в ожидании. И Господь говорит умершему: юноша! тебе говорю, встань! Ужас напал на всех окружающих, когда мертвый действительно поднялся, сел, начал говорить. Все славили Бога за Его великую и чудную милость к людям, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Бог, обитавший в отдаленных, недоступных небесах, ныне приблизился к людям и отогнал самого страшного врага человека – смерть. Это ли не радость? Когда где-то появляется врач, успешно излечивающий болезни, то радости исполняются все жители окрестные, съезжаются к нему издалека. Здесь же поднят Господом человек не от одра болезни, а от одра смерти, чего не удавалось сделать никогда никакому врачу.
Миновало время множества подобных великих чудес, совершавшихся в дни жизни Господа. То было время особенное, о котором Сам Господь говорил ученикам Своим: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10: 23–24). Миновало время великих чудес не потому, что оскудело милосердие Бога к роду человеческому, а потому, что Бог изливал и изливает милости Свои на людей по мере их духовной восприимчивости. Благодеяния готовы воспринимать все, а духовную восприимчивость веры, побуждающей следовать за Христом, обнаруживают люди в степени весьма неодинаковой.
Блаженны очи апостолов были потому, что вместе с очами телесными открыты были у них и очи сердца, готового тотчас восприять истину и последовать за Учителем. Блаженны были очи апостолов не потому только, что видели великие чудеса, а потому, что, увидев Христа и будучи чуткими к истине, апостолы по одному слову: «Идите за Мною» – последовали за Христом безвозвратно, даже еще не видев чудес, потому что первое чудо в Кане Галилейской совершил Христос уже тогда, когда несколько учеников последовали за Ним (Ин. 1 и 2 главы).
И не одни апостолы следовали за Христом, а толпы народа. Правда, из ходивших вслед за Ним многие отходили, однако общее устремление в Царствие Христово было необыкновенно сильным в те дни (Мф. 11: 12). Христос потрудился, а апостолы вошли в труд Его (Ин. 4: 38). По одному слову их обращались ко Христу тысячи, так что уже на них исполнилось пророческое слово: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18: 5).
И это было не внешнее лишь обращение ко Христу. Недаром всех первых христиан апостол Павел называет святыми.
То ли видим мы в нынешних христианах? Мы видим, что горестное отступление от Христа продолжается. Если прежде ко Христу обращались тысячами, шли за Ним, то теперь тысячами отступают. Если прежде святость христиан была явлением общим, а пороки – исключением, то теперь отступление от заповедей Христовых в жизни сделалось явлением общим, а истинно христианские добродетели – редким исключением, встретившись с которым с удивлением говорят: «Возможно ли это в наше время?» Всё более сбывается древнее псаломское слово, сказанное о людях, живших до пришествия Христа на землю: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13: 2–3). Вера, из которой, как из корня, вырастает вся духовная жизнь христианина, оскудела чрезвычайно: число неверующих безмерно растет, число верующих уменьшается, да и у оставшихся верующими вера какая-то «двоящаяся», то есть колеблются они между Христом и миром. Где ныне такая восприимчивость веры, чтобы по ней совершил Господь воскрешение мертвых? Не скорее ли сбылось бы на большинстве нынешних христиан слово Господа, сказанное о братьях евангельского богача-себялюбца: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16: 31). Если словам Самого Христа и апостолов не веруют, то какое еще чудо может обратить их к вере? Удивительно ли, что чудеса воскрешения мертвых и подобные им остаются как бы лишь воспоминанием дней древних, когда вера была более живой, отзывчивость сердец сильнее. Хотя, впрочем, и в наши дни по вере продолжает иногда Господь восставлять от одра болезни людей, приговоренных врачами к смерти.
Более удивительно не это как бы оскудение чудесных милостей Божиих в наше время, а то, что, видя еще большие милости Господа, мы продолжаем отходить от Него сердцами. Ведь Господь продолжает доселе воскрешать наши мертвые души, а мы не теснимся к Нему толпами, не прославляем Его, как то было прежде. Мертвые тела всех людей воскресит Христос в мгновение ока в день Своего Второго пришествия силой Божественного всемогущества. Но многие воскреснут тогда в смерть, потому с телами не оживут для вечной блаженной жизни их души.
Но будет Христос воскрешать и живить мертвые души до скончания века, давая возможность воскреснуть духовно всем. Потому и не наступает жатва Господня до времени, что среди густо разросшихся в мире плевел беззаконий мирских есть еще жизнеспособная пшеница, и как же не пощадить ее Тому, Кто трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (Мф. 12: 20; Ис. 42: 3)! Оживление душ наших совершает Христос через Крещение, которое кладет на душу неизгладимую печать, как ни стараются многие ее в себе совсем изгладить. Но и для тех, в ком печать эта потускнела и сильно изгладилась, в ком почти угасли начатки новой жизни Христовой, заложенные через Крещение, даровал Христос чудное средство, помогающее обновить ему эту печать, воскреснуть духовно, – покаяние.
Разве не видим мы доселе, как через покаяние начинают новую жизнь некоторые люди, совсем опустившиеся, падшие.
Увяз человек в пороках, умер для добра, но Бог дал ему покаяние, он одумался, ожила в нем совесть – и чудесно изменились все дела его жизни. История блудного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15: 24), повторяется во все века. Только приди во врачебницу покаяния, и при желании всегда можешь ожить душой. Только давай душе, очищенной покаянием, прививаться, как ветви к лозе, ко Христу верой, любовью, вкушением Источника бессмертия, Плоти и Крови Христовой, и жива будет душа твоя в Нем вовек.
Дивный пример того, как Крещение и Покаяние оживляют душу умершую, можно видеть в житии преподобной Пелагии, память которой ныне Святая Церковь совершает. Пелагия была известная всем в Антиохии блудница, в которой умерли все остатки жизни духовной. Необыкновенная красота, которая привлекала к Пелагии множество поклонников, сделалась для нее сетью духовной погибели. Утопая в соблазнах развратной жизни, Пелагия угасила в себе порывы души бессмертной. Однажды, окруженная толпой поклонников, украшенная многоценными одеждами, золотом, дорогими камнями, Пелагия с великой гордостью и бесстыдством проходила мимо христианского храма в Антиохии, в котором собрались епископы и внимали боговдохновенным поучениям святителя Нона, епископа Илиопольского. Все отвратили глаза от соблазна, когда проходила Пелагия, а епископ Нон долго и пристально смотрел на нее, потом спросил епископов: «Разве не понравилась вам красота этой женщины?» Все молчали, а святой Нон сказал: «Сколько эта женщина положила трудов и забот о тленной красоте, чтобы угодить временным поклонникам, а мы, имея бессмертного Жениха Христа, не украшаем душ своих для Него, не омываем, не очищаем их слезами». И в келье своей долго плакал святой Нон, что заботы женщины о красоте телесной, преходящей, превзошли его заботы о душе бессмертной, молился со слезами и о том, чтобы Господь обратил к Себе создание рук Своих, красота которого во власти бесов.
После того епископ Нон видел дивный сон: во время совершения службы явилась какая-то черная голубка, издававшая нестерпимое зловоние, и после возгласа: «Елицы оглашеннии, изыдите!» – улетела. По совершении литургии она опять летала около Нона, который бросил ее в воду в церковном притворе. Голубка омылась и, чистая, белая, возлетела на высоту, сделавшись невидимой. Скоро значение сна объяснилось. За литургией архиепископ Антоний предложил святому Нону сказать поучение. И вот когда он говорил, как бы случайно, влекомая невидимой силой благодати Божией, Пелагия зашла в церковь и стала слушать поучения святителя Нона. Услышав о вечной муке, ожидающей грешников, она как бы пришла в себя. Благодать через покаяние оживила ее совесть, и Пелагия стала проливать неутешные слезы. Вскоре она послала записку святому Нону, прося его, ученика Христа, не гнушавшегося есть с мытарями и беседовать с блудницами, не отвергнуть и ее, грешницу, ученицу диавола. Святой Нон ответил ей, что она может видеть его только в присутствии других епископов. Придя к нему, Пелагия поверглась к ногам святого Нона и просила крестить ее! «Я – море грехов, бездна беззаконий, омой меня Крещением», – сказала она. Все проливали слезы, видя такое покаяние Пелагии. Она говорила Нону, что он даст ответ Богу, сделается повинным в ее грехах, если не окрестит ее. Святой Нон совершил Крещение ее, и все возрадовались с Ангелами о том, что нашлась овца потерянная. Бесы же рыдали и вопили громко, пока не были отогнаны крестным знамением.
Пелагия раздала все свои богатства, не оставив себе даже на пропитание, и на восьмой день, сняв по обычаю белые одежды Крещения, в ветхой одежде тайно от всех удалилась в Иерусалим, поселилась на горе Елеонской в келье, со всех сторон загражденной, кроме малого окна, в которое подавали ей пищу. Назвав себя юношей Пелагием, она удивляла подвигами всех окружающих иноков, причем никто не знал, что она женщина. Даже посланный к ней святым Ноном диакон Иаков не узнал ее: так увяла ее красота от великих подвигов. И лишь после смерти узнали, что такие подвиги совершены женщиной, и прославили Бога.
Будем и мы уповать на Христа, Победителя смерти, Который силен и наши мертвые души оживить через покаяние. Ни о никаких сокровищах мира не будем мы так заботиться, как о покаянии, о том, чтобы всегда иметь в себе сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Покаяние – дар неизреченной милости Божией, чудное средство не только исцелять больные души, но и оживлять мертвые, возвращать к жизни душу потерянную, погибшую, которую не приобрести вновь ни за какие сокровища мира.
Будем всегда тесниться ко Христу, зовущему к покаянию. Славить, благодарить Его, совершающего через покаяние «воскресение первое» умерших душ, сподобившись которого не потерпим вреда от смерти более страшной, чем телесная, смерти духовной, вечной.