|

В данной книге публикуется житие блаженной мученицы Евдокии Шейковой и её сподвижниц, пострадавших в начале гонений на Русскую Православную Церковь. Мученица Евдокия — это одна из великих русских святых, подвизавшихся во второй половине XIX-го и начале XX столетия, и одна из самых почитаемых святых в Нижегородской области; преподобнический подвиг и подвиг юродства получили у неё своё завершение в исповедничестве и мученичестве. Ещё при жизни она прославилась даром чудотворения, которым Господь продолжал прославлять её и после её мученической кончины, когда в течение гонений, невзирая на всевозможные преследования, к её могиле притекало множество людей — помолиться блаженной мученице Евдокии и попросить помощи и исцеления от недугов.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Дамаскин (Орловский), архимандрит.
От подвига юродства — к подвигу мученичества. Житие мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2025. — 87, [1] с. : ил.
Предисловие
Блаженная Евдокия Шейкова была прославлена Церковью по образу своей кончины как мученица, но в своей жизни она несла подвиг Христа ради юродства. Исследователь подвига Христа ради юродивых священник Иоанн Ковальский писал в своей книге об этом редком и удивительном подвиге: «„Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который призываются Господом Богом только особенные избранники и избранницы, сильные телом и духом“. <…>
Взирая на образ жизни Христа ради юродивых, можно подумать, что это несчастные, осуждённые влачить горькую участь безумия. Пренебрегая общепринятыми обычаями мира, не соображаясь с законами общества гражданского, в некоторых случаях и самые постановления Церкви, по-видимому, не могли привести их (юродивых) к обыкновенному порядку жизни. Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной. Живя в теле, они считали себя как бы бесплотными или в чужом теле. Подобно божественному Павлу, восхищенному в вожделенное, горнее своё отечество, и они могли сказать о себе: аще в теле или вне тела, – не вемы (2 Кор. 12: 3): пища, одежда, жилище, казалось, не составляли для них существенной потребности и необходимой жизненной принадлежности. <…> Одеждой для них служило ветхое, раздранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. <…>
„Тяжело и больно смотреть на человека лишённого ума – на безумного: света – разума там не светится; по характеру действий безумный не отличается от неразумного животного. Но несравненно тяжелее для сердца чувствительного человека смотреть на юродивых. Это не те несчастные умалишённые, которые проводят скорбную жизнь, может быть, без всякого сознания, большей частью начиная и оканчивая её под покровом милосердия и сострадания. Пусть он представит себе людей с полным самосознанием, почти всеми оставленных и отверженных, пусть подумает, какие трудности предстояли им на поприще их жизни. Живя в обществе, они были не менее одиноки, как и живущие в диких пустынях; их души, исполненные высокими мыслями, святыми чувствами, с обетом юродства, до конца жизни, большей частью, закрыты были для других“. При таком исключительном образе жизни, быть может, не каждому из них случалось в течение всей жизни найти человека, которому бы можно было открыть свою душу, высказать свои чувства, обменяться мыслями и тем обнаружить, что он не тот, каким его считают, что он знает Бога, знает присных о Христе и молится за них. <…>
Путь юродства чрезвычайно трудный и опасный путь. Как, подражая иногда безрассудству людей самых низких, сохранить дух всегда возвышенный, стремящийся к Богу, – постоянно ругаясь миру, обнимать однако же всех совершенною любовью?! Наконец, как удержать себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознаёт, что всё это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие. Это произвольное, постоянное мученичество, это постоянная брань против себя, против мира и диавола и притом борьба – самая трудная и жестокая. Это крестоносцы по преимуществу, так как по доброй воле, по собственному избранию, единственно из любви к Богу и ближним, несли самый трудный и тяжелый крест».
Трудность понимания подвига блаженной Евдокии заключается в том, что она всецело жила в мире духовном и смотрела на этот земной мир из мира горнего, в отличие от многих из нас, кто смотрит на этот мир душевно, а не духовно и потому не может и согласить в своём разуме душевное с духовным. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1 Кор. 2: 14–15). Душа блаженной была переполнена любовью к Богу и ближним, и потому вся её жизнь и даже жизнь её послушниц по её молитвам проходила в окружении святых. Для Евдокии мир духовный, горний был совершенно открыт, перед ней стояла лишь одна задача – прийти туда, и для этого она готова была сколь нужно долго и тяжело страдать на земле, так как хорошо видела разницу между миром земным и небесным, которые находятся между собой в значительно большем различии, нежели вершина горы и пропасть под ней. Её жизнь проходила как бы в обратной перспективе, когда центром её жизни был стоявший за нею Господь, а на переднем плане – земная видимая жизнь.
Размышляя над жизнью блаженной мученицы Евдокии и её послушниц, мы не сможем сделать тех или иных рациональных выводов из сказанных ею слов или поступков. Но мы можем в благоговении созерцать явленное в ней чудо совершенной духовной жизни и молиться ей о заступничестве и помощи нам. Не следует забывать и то, что исполнение заповедей Христовых есть всегда юродство, их невозможно исполнить, если не перейти грань между столь почитаемым людьми здравым смыслом и полаганием всей своей жизни на Промысл Божий, невзирая на видимые препятствия, осуждающие взгляды окружающих людей и т.п. Бездуховным миром Христос будет всегда осуждаться, а верность Христу в глазах мира сего – всегда будет восприниматься безумием.
|
15.07.2025 Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» выпустил книгу архимандрита Дамаскина (Орловского) "От подвига юродства – к подвигу мученичества. Житие мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной".
10.07.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Во времена гонений юродивые стали миссионерами. 23.06.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). История одного обретения мощей.
29.05.2025 Священномученик Василий Соколов. Отдание Пасхи.
18.05.2025 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дыхание жизни.04.05.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Дерзновение любви.
20.04.2025 Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский. Ключи счастья. 19.04.2025 Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский. Солнце Правды.
07.04.2025 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Похвала Богородице.
15.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Дело Патриарха Тихона.
05.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Судебно-следственные дела как агиографический источник». Доклад был прочитан протоиереем Максимом Максимовым на Всероссийской научной конференции «Русская Церковь на изломе эпох: к 100-летию кончины святителя Тихона, патриарха Московского», которая проходила в Коломенской духовной семинарии 17-18 сентября 2024 г. Далее. 03.03.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Ночь прошла, день приблизился. 24.02.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Суд Страшный. 10.02.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
28.01.2025 Фильм проекта «Живое слово» «Мне бы жизнь за Тебя положить. Мученица Татиана Гримблит» получил награду в номинации лучший сценарий на ХXIX Международном фестивале религиозного и духовно-нравственного документального кино «Радонеж» Далее
25.01.2025 Мученица Татиана Гримблит. Ангелу Хранителю.
06.01.2025 Священномученик Дамаскин (Цедрик). Ничто не в силах задержать движение Корабля Церкви. 31.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. О смысле жизни. 27.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Работая Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом.
26.12.2024 Архимандриту Дамаскину (Орловскому) – 75 лет.
Поздравляем дорогого батюшку с этой знаменательной датой и желаем помощи Божией в его трудах во славу Церкви Русской и Многая и благая лета! Далее
19.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пастырь добрый.
14.12.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Духовная раздвоенность.
02.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Обогащение для «себя», а «не в Бога» (Лк. 12: 21), обычно наблюдающееся в жизни людей, и средства для обогащения «в Бога».
21.11.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Помощь Ангелов.
18.11.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. «Не бойся, только веруй!».
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
01.11.2024 Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Современные ожидания золотого века на земле. 01.11.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» получил второй приз Десятого кинофестиваля «Святой Владимир» - 2024 в номинации документальных полнометражных фильмов.
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви.
19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
10.10.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Ревность о христианской вере.
01.10.2024 Выставка «Живое слово» в Бутове.
27.09.2024 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. О Божьем Промысле.
22.09.2024 "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". Документальный фильм. 18.09.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): «Фильмы о святых должны быть основаны на их слове, раскрывающем внутренний мир». XXI кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел».
17.09.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» вошел в конкурсную программу по номинации полнометражных документальных фильмов Х Фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир».
13.09.2024 10 сентября в Музее истории ГУЛАГа состоялась премьера фильма "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". 13.09.2024 "Я УХОЖУ В ВЕЧНОСТЬ…"Фильм о мученике Николае Варжанском .
12.09.2024 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят | трейлер .
04.09.2004 3 сентября в Вознесенском соборе города Твери, где покоятся мощи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, состоялся показ фильма «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
26.08.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Праведная собственность.
10.08.2024 Cвященномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Остались лишь стены одни.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
29.07.2024 Священномученик Димитрий Павский. Образованный слепец. 16.07.2024 Мученик Николай Варжанский. О молитвах за умерших. 14.07.2024 Священномученик Фаддей (Успенский). Дыхание жизни Божественной.
10.07.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Лучше быть мучеником, чем совершить грех.
23.06.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Коленопреклоненные молитвы.
03.06.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Меня нашли не искавшие Меня.
27.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.
23.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Подвиг мучеников в следовании за Христом.
20.05.2024 Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. И надежда их оправдалась.
06.04.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) и протоиерей Максим Максимов в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». «Значение сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской».
06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru.
|