Обложка Евдокия  В данной книге публикуется житие блаженной мученицы Евдокии Шейковой и её сподвижниц, пострадавших в начале гонений на Русскую Православную Церковь. Мученица Евдокия — это одна из великих русских святых, подвизавшихся во второй половине XIX-го и начале XX столетия, и одна из самых почитаемых святых в Нижегородской области; преподобнический подвиг и подвиг юродства получили у неё своё завершение в исповедничестве и мученичестве. Ещё при жизни она прославилась даром чудотворения, которым Господь продолжал прославлять её и после её мученической кончины, когда в течение гонений, невзирая на всевозможные преследования, к её могиле притекало множество людей — помолиться блаженной мученице Евдокии и попросить помощи и исцеления от недугов. Книга предназначена для широкого круга читателей. Дамаскин (Орловский), архимандрит. От подвига юродства — к подвигу мученичества. Житие мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучени­ков и исповедников Русской Православной Церкви», 2025. — 87, [1] с. : ил.
Предисловие

Блаженная Евдокия Шейкова была прославлена Церковью по образу своей кончины как мучени­ца, но в своей жизни она несла подвиг Христа ради юродства. Исследователь подвига Христа ради юроди­вых священник Иоанн Ковальский писал в своей книге об этом редком и удивительном подвиге: «„Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который призываются Господом Богом только осо­бенные избранники и избранницы, сильные телом и духом“. <…>
Взирая на образ жизни Христа ради юродивых, можно подумать, что это несчастные, осуждённые вла­чить горькую участь безумия. Пренебрегая общепри­нятыми обычаями мира, не соображаясь с законами общества гражданского, в некоторых случаях и са­мые постановления Церкви, по-видимому, не могли привести их (юродивых) к обыкновенному порядку жизни. Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной. Живя в теле, они считали себя как бы бесплотными или в чужом теле. Подобно божественному Павлу, восхищенному в вожделенное, горнее своё отечество, и они могли сказать о себе: аще в теле или вне тела, не вемы (2 Кор. 12: 3): пища, одежда, жилище, казалось, не составляли для них су­щественной потребности и необходимой жизненной принадлежности. <…> Одеждой для них служило ветхое, раздранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. <…>
„Тяжело и больно смотреть на человека лишённо­го ума – на безумного: света – разума там не светит­ся; по характеру действий безумный не отличается от неразумного животного. Но несравненно тяжелее для сердца чувствительного человека смотреть на юроди­вых. Это не те несчастные умалишённые, которые про­водят скорбную жизнь, может быть, без всякого сознания, большей частью начиная и оканчивая её под покровом милосердия и сострадания. Пусть он пред­ставит себе людей с полным самосознанием, почти всеми оставленных и отверженных, пусть подума­ет, какие трудности предстояли им на поприще их жизни. Живя в обществе, они были не менее одиноки, как и живущие в диких пустынях; их души, исполнен­ные высокими мыслями, святыми чувствами, с обетом юродства, до конца жизни, большей частью, закрыты были для других“. При таком исключительном обра­зе жизни, быть может, не каждому из них случалось в течение всей жизни найти человека, которому бы можно было открыть свою душу, высказать свои чув­ства, обменяться мыслями и тем обнаружить, что он не тот, каким его считают, что он знает Бога, знает при­сных о Христе и молится за них. <…>
Путь юродства чрезвычайно трудный и опасный путь. Как, подражая иногда безрассудству людей са­мых низких, сохранить дух всегда возвышенный, стремящийся к Богу, – постоянно ругаясь миру, обнимать однако же всех совершенною любовью?! Наконец, как удержать себя от духовной гордости тому, кто, пере­нося столько оскорблений и лишений, сознаёт, что всё это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие. Это произвольное, посто­янное мученичество, это постоянная брань против себя, против мира и диавола и притом борьба – са­мая трудная и жестокая. Это крестоносцы по пре­имуществу, так как по доброй воле, по собственному избранию, единственно из любви к Богу и ближним, несли самый трудный и тяжелый крест».
Трудность понимания подвига блаженной Евдо­кии заключается в том, что она всецело жила в мире духовном и смотрела на этот земной мир из мира горнего, в отличие от многих из нас, кто смотрит на этот мир душевно, а не духовно и потому не может и согла­сить в своём разуме душевное с духовным. «Душев­ный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разу­меть, потому что о сём надобно судить духовно. Но ду­ховный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1 Кор. 2: 14–15). Душа блаженной была переполне­на любовью к Богу и ближним, и потому вся её жизнь и даже жизнь её послушниц по её молитвам прохо­дила в окружении святых. Для Евдокии мир духов­ный, горний был совершенно открыт, перед ней стоя­ла лишь одна задача – прийти туда, и для этого она готова была сколь нужно долго и тяжело страдать на земле, так как хорошо видела разницу между миром земным и небесным, которые находятся между собой в значительно большем различии, нежели вершина горы и пропасть под ней. Её жизнь проходила как бы в обратной перспективе, когда центром её жизни был стоявший за нею Господь, а на переднем плане – земная видимая жизнь.
Размышляя над жизнью блаженной мученицы Евдокии и её послушниц, мы не сможем сделать тех или иных рациональных выводов из сказанных ею слов или поступков. Но мы можем в благоговении созерцать явленное в ней чудо совершенной духовной жизни и молиться ей о заступничестве и помощи нам. Не сле­дует забывать и то, что исполнение заповедей Христо­вых есть всегда юродство, их невозможно исполнить, если не перейти грань между столь почитаемым людь­ми здравым смыслом и полаганием всей своей жиз­ни на Промысл Божий, невзирая на видимые препят­ствия, осуждающие взгляды окружающих людей и т.п. Бездуховным миром Христос будет всегда осуждаться, а верность Христу в глазах мира сего – всегда будет восприниматься безумием.