11

                                                                                      

О преподобном Серафиме Саровском

Сей блаженный и великий старец Серафим известен самым строгим своим подвижничеством. За исключением юрод­ства, им пережиты все виды подвигов: общежительное иночество, пустынничество, столпничество, молчальничество, затвор, старчество. Во время ежедневных путе­шествий своих из монастыря в ближнюю пустыньку ста­рец каждый раз имел у себя на спине котомку, набитую камнями и песком, причем поверх песку лежало святое Евангелие. Когда у него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью, то старец обычно отвечал: «Томлю томящего мя». Во время пребывания своего в дальней пустыньке благодатный старец, когда встречал в лесу случайных прохожих или лиц, нарочито являвшихся к нему, падал ниц лицом и до тех пор не поднимал очей, пока встретившийся человек не проходил мимо. Вспоми­нается нам посему следующее слово: «Вся мудрость жиз­ни в сосредоточении мысли и силы, все зло в ее рас­сеянии. Рассеяние в разные стороны развлекает мысль, расслабляет волю и мешает сосредоточиться на деле. Раз­влекаясь во все стороны разнообразными движениями любознательности и любопытства, человек не может ско­пить в себе, сосредоточить такой запас жизненной силы, какой необходим для решительного перехода от знания к деланию». Так говорил недавно скончавшийся великий муж разума, и слово разума совпадало у него с делом благо­честия. Преподобный Серафим только под конец своего полувекового строгого подвижничества, и то по особо­му Божию велению, принял на себя старчество как дело открытого духовного окормления всех к нему являв­шихся. В сем дается наставление и тем из многих учите­лей нашего времени, которые порываются учить других, и особенно народ, не научив себя, которые стремятся непременно действовать на пользу других, иногда вопре­ки их желанию, не приуготовив к тому себя самого.

Между наставлениями преподобного Серафима есть такое: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Цель христи­анского подвижничества есть потребное для всех хри­стиан бесстрастие и отсюда «мир, всяк ум преимущий», тот мир, о котором Сам Спаситель сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14: 27). «Молитва (чинопоследование), пост, бдение и всякие другие дела христианские, разъясняет препо­добный Серафим в беседе с Н. Мотовиловым, сколь­ко ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истин­ная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжа­нии Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молит­ва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делае­мое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здеш­ней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расто­чает (Лк. 11: 23)».