Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
О преподобном Серафиме Саровском
Сей блаженный и великий старец Серафим известен самым строгим своим подвижничеством. За исключением юродства, им пережиты все виды подвигов: общежительное иночество, пустынничество, столпничество, молчальничество, затвор, старчество. Во время ежедневных путешествий своих из монастыря в ближнюю пустыньку старец каждый раз имел у себя на спине котомку, набитую камнями и песком, причем поверх песку лежало святое Евангелие. Когда у него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью, то старец обычно отвечал: «Томлю томящего мя». Во время пребывания своего в дальней пустыньке благодатный старец, когда встречал в лесу случайных прохожих или лиц, нарочито являвшихся к нему, падал ниц лицом и до тех пор не поднимал очей, пока встретившийся человек не проходил мимо. Вспоминается нам посему следующее слово: «Вся мудрость жизни – в сосредоточении мысли и силы, все зло – в ее рассеянии. Рассеяние в разные стороны развлекает мысль, расслабляет волю и мешает сосредоточиться на деле. Развлекаясь во все стороны разнообразными движениями любознательности и любопытства, человек не может скопить в себе, сосредоточить такой запас жизненной силы, какой необходим для решительного перехода от знания к деланию». Так говорил недавно скончавшийся великий муж разума, и слово разума совпадало у него с делом благочестия. Преподобный Серафим только под конец своего полувекового строгого подвижничества, и то по особому Божию велению, принял на себя старчество как дело открытого духовного окормления всех к нему являвшихся. В сем дается наставление и тем из многих учителей нашего времени, которые порываются учить других, и особенно народ, не научив себя, которые стремятся непременно действовать на пользу других, иногда вопреки их желанию, не приуготовив к тому себя самого.
Между наставлениями преподобного Серафима есть такое: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Цель христианского подвижничества есть потребное для всех христиан бесстрастие и отсюда «мир, всяк ум преимущий», тот мир, о котором Сам Спаситель сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14: 27). «Молитва (чинопоследование), пост, бдение и всякие другие дела христианские, – разъясняет преподобный Серафим в беседе с Н. Мотовиловым, – сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11: 23)».