11

                                                                                      

Праведная собственность

Среди дум – много условий наталкивает мысли о том благе, которое достигается при общении имуществ, когда личное имущество сводится к минимуму. Припоминаю подобное общение в организациях IV века у Пахомия Великого. Да! Хорошо там было, очень хорошо, но потому, конечно, что все собравшиеся были единомысленны и единодушны, одного настроения и, кроме того, свои физические потребности они научились свести к минимуму, а посему для своего экономического обеспечения они тратили очень мало времени – имели много досуга и пользовались им так, как находили это нужным по своим убеждениям. Физически они были нищие, но духовно очень богатые. А за всем тем я ощутил великую правду в том, что, по существу дела, праведная собственность может быть только там, где она – не личная, а общая; а кого именно общая – справочка о Пахомии очень уместна[*].

Вообще же напоминаю себе, что и в этом вопросе, как и вообще во всех вопросах нравственности, кроме резкого различения (добро и зло), на деле (в жизни, в истории) много степеней, по которым и личность и общество выбираются из крайнего зла к высшему добру, и каждая промежуточная ступень носит характер относительный, то есть она – добро с точки зрения низшей ступени морали, но она же может расцениваться и как зло – с точки зрения высшей ступени. А всё дело, конечно, в устремлении – подымается ли человек и общество всё к высшему или же, наоборот, опускается к низшему.

Я ублажаю всё-таки того нищего, о котором пишет Димитрий Ростовский: старый, больной, в рубище, в холоде и голоде, он был по своему уверению всегда счастливым. Я верю этому – он не имел никакого своего личного имущества и не был к нему прикован. С этой точки зрения и мне благо, когда здесь расхищали неоднократно моё имущество, но зато я делался свободным от его хранения...

Из письма священноисповедника Романа Медведя дочери Ирине. 1 сентября 1933 года.

 

[*] Речь идет об основанном преподобным Пахомием, с целью беспрепятственного преуспевания в духовной жизни, первом в православном иночестве общежитии в Тавенниси в Египте, к которому впоследствии присоединились еще несколько старых и новоустроенных обителей, в том числе и женская. Иноки всех монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, управления и хозяйства. Количество иноков доходило до 7 тысяч, и все они находились под руководством преподобного, который по заповеди Господа был всем слуга и всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.