11

                                                                                      

22 июля 1937 года священноисповедник Роман Медведь попросил духовную дочь Зинаиду Борютину записать под его диктовку заветные и дорогие ему мысли о Церкви «Очень многие убеждены, что христианство одно. На самом деле одно истинное христианство, но история полна массой извращений христианства, так было доселе, так и в настоящее время.

Теперь, при массовом отпадении от веры, многие полагают, что дни христианства в СССР – сочтены. На самом же деле дело обстоит совершенно не так.

Подлинное христианство до того удовлетворяет и отдельного человека, и всё христианское общество, до того их насыщает, обогащает и делает счастливыми, что вкусивший благ подлинного христианства никогда от него не откажется, потому что никакое учение, никакая вера и никакие люди и другие существа не в состоянии дать человеку того, что дает настоящее христианство…

Крещение требует от приступающего к нему глубочайшей сознательности. Нужно, чтобы он вполне ясно представлял, что ожидает его духовное рождение, – и от всего сердца его желал. Перед крещаемым должно быть ясным, что в него будет Духом Святым положено начало вечной жизни – семя Христово, что он должен умереть для греха и соединиться со смертью Христовой, побеждающей смерть, – что он в принципе, соединившись со смертью Христовой, – реально готов это подтвердить в любой момент, то есть безбоязненно, смело умереть, потому что в нем Христос, победивший смерть. Иные, еще не крещенные, но лишь оглашенные учением христианским, принимали за исповедание Христа смерть. И эти мученики признаны Церковью, невзирая на то что они не были крещены водою, – признаны не только верными, но и в чине мучеников. Воду им заменила их кровь. Принципиальное соединение их со смертью Христовой совпало с соединением реальным. У большинства же христиан эти моменты разъединены. Христу Спасителю угодно, чтобы многие из христиан пожили здесь, став небесными, наподобие того как на земле пожил известный период жизни Он – небесный Христос. Как Он послужил здесь для спасения других, так должны пожить и для своего духовного возрастания и для спасения других крещеные – духовно рожденные, в крещении принципиально соединившиеся с Христовой смертью. Христос умер для спасения нас от греха, умер, чтобы мы, глядя на Него, победившего смерть в воскресении, уже не дрожали за свои „подленькие животишки“… не боялись держаться правых путей из опасения, что от этого наша земная жизнь потерпит ущерб и даже смерть. Всякий верующий знает, что от самой смерти он ничего не потеряет, а выиграет, потому что тотчас же явится причастником жизни Христовой в еще большей степени, так как плоть и кровь не дают возможности Христовой жизни раскрыться здесь на земле так, как она может раскрыться после смерти нашей, когда мы окажемся находящимися со Христом…

Цель достигнута – рабство греху из-за страха смерти уничтожено; крещаемые получают жизнь Христову воскресшую, то есть смерть победившую, а посему они уже и не совершают греха и не боятся смерти. Здесь, на земле, они живут героически, небоязненно, как небожители, зная, что через смерть они не только ничего не теряют, а, напротив, приобретают…

Покойный патриарх Тихон при открытии Православной народной академии в 1918 году сказал, что у него в пастве более 100 миллионов крещеных, но почти все они не могут быть названы даже оглашенными. Какая величайшая трагедия для Церкви! Что же это, скажем, была за Церковь при тех крупнейших дефектах… от подчинения Церкви императорской власти? Неудивительно, что уже почти 20 лет систематического гонения такую Церковь разорили почти вконец. Было бы чудом, если бы случилось иначе. Для восстановления нашей Церкви, не мечтая о ее прежнем численном составе, необходимо прежде всего теоретически, а потом и практически наметить точные грани церковные, потому что работа по восстановлению – без этого – невозможна…»

Малоярославец, 1937 год