photo 2019 12 26 11.02.25 e1577347592315 1

Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

С сегодняшнего дня Церковь напоминает нам о грядущем впереди Великом посте. И напоминает она с чтения притчи о мытаре и фарисее. Для тех людей, к кому была обращена эта притча, она имела дополнительные важные значения, потому что в ней называются социальные слои, имеющие для тогдашнего общества религиозное и политическое содержание, обусловливающее, например, отрицательное отношение к мытарям, которое Господь не принимает, ставя спасение души человека, ради которого Он пришел в этот мир, выше политического и земного устроения. Сегодня слово «фарисей» приобрело нарицательное значение. Но помимо исторического значения евангелист говорит о содержании этой притчи, а Христос раскрывает ее смысл. Евангелист пишет, что это говорится о тех, которые думают, что они праведны и уничижают других. Но Сам Господь раскрывает перед нами важное содержание этой притчи, показывая нам некий духовный закон: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя – возвысится» (Лк. 18: 14). Поэтому каждому человеку следует строго смотреть в свой внутренний мир: о чём он думает, что чувствует, как себя оценивает, потому что он всегда живёт перед Господом, Который возвысит его или унизит. Следует особенно отметить, что фарисей и мытарь говорят не публично, а говорят в храме и Богу: один хвалит себя и называет свои заслуги и перечисляет грехи, какие он не совершил, другой признает себя грешником и просит у Бога милости, что свидетельствует о том, что Господь нас видит всегда. И когда приходит момент испытаний, допустим, начинается гонение на христиан, то смиренный – возвышается силою Господней и относительно легко проходит испытание, а возвышающий себя – может упасть до крайней степени унижения, которое заключается в отречении от Бога, что можно было бы назвать самоубийством.

Сегодня память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Церковь предлагает верующим евангельское чтение о том, как следует воспринимать окружающий мир, отделяя в нем главное от второстепенного. Поразительно, но Господь не рисует перед верующими картину земного благополучия. Во внутренней церковной жизни – обманы, когда будут всегда находиться те, которые будут приходить под именем Христовым и даже выдавать себя за Христа; во внешней жизни – войны и разного рода неустройства, христиан будут ввергать в темницы, поставят в качестве обвиняемых перед царями и правителями, и они станут свидетелями о Христе, о чём их заранее предупредил Спаситель. Но и более того, неблагополучие и разлад коснётся и семей, и друзей: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят. И будете ненавидимы всеми за имя Моё. Но и волос с головы вашей не пропадёт» (Лк. 21: 16–18), – говорит Господь. Для Русской Православной Церкви всё случившееся сто лет назад стало малым апокалипсисом, судом над жившими тогда людьми, и всё написанное в Евангелии о них исполнилось – верность христиан Богу, их терпение, помощь Божия в гонениях и скорбях, когда гонители ничего не могли им возразить.

Для нас память о новомучениках особенно важна. Для Русской Православной Церкви, как Поместной Церкви, праздник Собора новомучеников и исповедников может быть и есть самый главный день, в который с нами молятся те, кто достиг чистоты души и духовной высоты. И в тоже время через жития новомучеников даётся нам возможность увидеть и глубину человеческого падения. И это для нас также очень полезно и назидательно – увидеть, куда может ниспасть человек. И это не потому важно, что мы имеем повод его осудить, а потому, что мы видим, в какую пропасть можно шагнуть. Ведь и мы люди, следовательно, то, что относится к другим, может и очень может относиться и к нам. Разве мы не раздражаемся на других людей, разве не осуждаем их, разве мы не считаем правыми только себя, как евангельский фарисей? Разве зло, которое в нас, не подавляет те ростки любви, которые у нас есть – любви, а не страсти, которая нам может вскружить голову и сделать нас глубоко несчастными, ни к какому делу неспособными и незрячими? Воины, которым после суда у Пилата был отдан Спаситель, может быть, были не хуже других в исполнении своих обязанностей, но вряд ли они боролись со своими грехами и недостатками, о которых говорила им совесть. И потому, как только появилась возможность, они смогли реализовать свои низменные наклонности, таившиеся в их душах, набросившись на Христа, как хищные звери. А они прекрасно знали, что приговор над Спасителем несправедлив. Они знали, что Спаситель невиновен, но они избивали Его и насмехались над Ним. Так и каждый человек, если не будет внимателен к терниям, которые произрастают в его душе, может пасть. Новомученики призывают нас к исправлению нашей жизни, а гонители являются примером опасности, которая нас может подстерегать за нашу невнимательность к делу своего спасения.

9 февраля 2025 года