Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
С сегодняшнего дня Церковь напоминает нам о грядущем впереди Великом посте. И напоминает она с чтения притчи о мытаре и фарисее. Для тех людей, к кому была обращена эта притча, она имела дополнительные важные значения, потому что в ней называются социальные слои, имеющие для тогдашнего общества религиозное и политическое содержание, обусловливающее, например, отрицательное отношение к мытарям, которое Господь не принимает, ставя спасение души человека, ради которого Он пришел в этот мир, выше политического и земного устроения. Сегодня слово «фарисей» приобрело нарицательное значение. Но помимо исторического значения евангелист говорит о содержании этой притчи, а Христос раскрывает ее смысл. Евангелист пишет, что это говорится о тех, которые думают, что они праведны и уничижают других. Но Сам Господь раскрывает перед нами важное содержание этой притчи, показывая нам некий духовный закон: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя – возвысится» (Лк. 18: 14). Поэтому каждому человеку следует строго смотреть в свой внутренний мир: о чём он думает, что чувствует, как себя оценивает, потому что он всегда живёт перед Господом, Который возвысит его или унизит. Следует особенно отметить, что фарисей и мытарь говорят не публично, а говорят в храме и Богу: один хвалит себя и называет свои заслуги и перечисляет грехи, какие он не совершил, другой признает себя грешником и просит у Бога милости, что свидетельствует о том, что Господь нас видит всегда. И когда приходит момент испытаний, допустим, начинается гонение на христиан, то смиренный – возвышается силою Господней и относительно легко проходит испытание, а возвышающий себя – может упасть до крайней степени унижения, которое заключается в отречении от Бога, что можно было бы назвать самоубийством.
Сегодня память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Церковь предлагает верующим евангельское чтение о том, как следует воспринимать окружающий мир, отделяя в нем главное от второстепенного. Поразительно, но Господь не рисует перед верующими картину земного благополучия. Во внутренней церковной жизни – обманы, когда будут всегда находиться те, которые будут приходить под именем Христовым и даже выдавать себя за Христа; во внешней жизни – войны и разного рода неустройства, христиан будут ввергать в темницы, поставят в качестве обвиняемых перед царями и правителями, и они станут свидетелями о Христе, о чём их заранее предупредил Спаситель. Но и более того, неблагополучие и разлад коснётся и семей, и друзей: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят. И будете ненавидимы всеми за имя Моё. Но и волос с головы вашей не пропадёт» (Лк. 21: 16–18), – говорит Господь. Для Русской Православной Церкви всё случившееся сто лет назад стало малым апокалипсисом, судом над жившими тогда людьми, и всё написанное в Евангелии о них исполнилось – верность христиан Богу, их терпение, помощь Божия в гонениях и скорбях, когда гонители ничего не могли им возразить.
Для нас память о новомучениках особенно важна. Для Русской Православной Церкви, как Поместной Церкви, праздник Собора новомучеников и исповедников может быть и есть самый главный день, в который с нами молятся те, кто достиг чистоты души и духовной высоты. И в тоже время через жития новомучеников даётся нам возможность увидеть и глубину человеческого падения. И это для нас также очень полезно и назидательно – увидеть, куда может ниспасть человек. И это не потому важно, что мы имеем повод его осудить, а потому, что мы видим, в какую пропасть можно шагнуть. Ведь и мы люди, следовательно, то, что относится к другим, может и очень может относиться и к нам. Разве мы не раздражаемся на других людей, разве не осуждаем их, разве мы не считаем правыми только себя, как евангельский фарисей? Разве зло, которое в нас, не подавляет те ростки любви, которые у нас есть – любви, а не страсти, которая нам может вскружить голову и сделать нас глубоко несчастными, ни к какому делу неспособными и незрячими? Воины, которым после суда у Пилата был отдан Спаситель, может быть, были не хуже других в исполнении своих обязанностей, но вряд ли они боролись со своими грехами и недостатками, о которых говорила им совесть. И потому, как только появилась возможность, они смогли реализовать свои низменные наклонности, таившиеся в их душах, набросившись на Христа, как хищные звери. А они прекрасно знали, что приговор над Спасителем несправедлив. Они знали, что Спаситель невиновен, но они избивали Его и насмехались над Ним. Так и каждый человек, если не будет внимателен к терниям, которые произрастают в его душе, может пасть. Новомученики призывают нас к исправлению нашей жизни, а гонители являются примером опасности, которая нас может подстерегать за нашу невнимательность к делу своего спасения.
05.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Судебно-следственные дела как агиографический источник». Доклад был прочитан протоиереем Максимом Максимовым на Всероссийской научной конференции «Русская Церковь на изломе эпох: к 100-летию кончины святителя Тихона, патриарха Московского», которая проходила в Коломенской духовной семинарии 17-18 сентября 2024 г. Далее. 03.03.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Ночь прошла, день приблизился. 24.02.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Суд Страшный. 10.02.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 28.01.2025 Фильм проекта «Живое слово» «Мне бы жизнь за Тебя положить. Мученица Татиана Гримблит» получил награду в номинации лучший сценарий на ХXIX Международном фестивале религиозного и духовно-нравственного документального кино «Радонеж» Далее
26.12.2024 Архимандриту Дамаскину (Орловскому) – 75 лет. Поздравляем дорогого батюшку с этой знаменательной датой и желаем помощи Божией в его трудах во славу Церкви Русской и Многая и благая лета! Далее
19.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пастырь добрый.
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви. 19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.