AP0111


На чем, в сущности, основывается закон Божий и на чем человеческий?

Закон Божий имеет в виду волю Божию, а закон человеческий – волю человеческую. Это понятно и естественно. В христианстве, в Церкви, вообще при условии жизни в Боге господствует всё заполняющая молитва: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Это значит, что воля человеческая только тогда имеет истинное направление и достойную цель, когда она совпадает с волей Божией. А для того, чтобы этого достигнуть, человеку надобно, во-первых, знать волю Божию, во-вторых, иметь желание подчинить свою волю Божией воле, в-третьих, иметь побуждения и силы к осуществлению всего этого всегда, и особенно в том случае, когда сознание говорит нам о необходимости подчинения воле Божией, а живущий в нас грех тянет нас в противопо­ложную сторону. Раздвоение же духа – это постоянный спутник человека. Если такое раздвоение воли испытывал даже Богочеловек в Гефсимании и заключил Свой подвиг нравственной победой после борения и молитвы величайшим словом: не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22,42), – то не тем ли более тяжкой является эта духовная раздвоенность для нас?

Что же может сделать в этом случае для нас закон чисто человеческий? Если люди пожелают сообразовать его с законом Божиим, то как возможно открыть и познать последний без Божественного откровения, которое возвещено в слове Божием, в Евангелии? Если же человек, создавая для себя закон, будет руководствоваться собственными силами своего ума и своих чувствований, то он останется всецело во власти раздвоения, ибо совершенно естественно и необходимо открывает в себе и побуждения так называемые альтруистические, заставляющие его иметь в виду ближнего и его благо, и побуждения эгоистические. Нужно ли говорить, что последние встречаются чаще, выражены ярче, действуют поэтому сильнее, осуществляются с легкостью и приятностью? Итак, в случае столкновения тех и других побуждений какие возобладают? И больше того: почему же, собственно, человек должен от­дать предпочтение и торжество соображениям пользы ближнего над соображениями пользы для себя самого? Если нередко говорят, что соображения альтруистические естественны и поэтому законны и необходимы, то ведь и эгоистические соображения тоже естественны и, следовательно, законны и необходимы. Что же избрать? И, конечно, без велений христианского долга избирается всегда то, что ближе, что доступнее, что приятнее, то есть соображения эгоистические. Тогда воля человеческая обращается в чистый эгоизм, и если бы даже закон человеческий включал в себя постановления, касающиеся наших обязанностей к ближним, всё равно люди не станут исполнять этот закон добровольно, они подчинятся ему насильно, но при первом случае безнаказанности или возможности произвести насилие – отвергнут закон человеческий.

Священномученик Иоанн Восторгов. О совести. Москва, 2018. С. 201-203.