11

                                                                                      

Земная жизнь для христианина есть постоянная борьба с грехом. Грех совне имеет пленительную сладость. Вот молодая, красивая, бога­тая замужняя женщина предлагает нечистую плотскую любовь. Какой это великий соблазн! Беззащитная, слабая богатая старушка: не огра­бить ли ее и даже убить, воспользовавшись ее богатством для своих удовольствий? Много и других искушений предстоит христианину. И со всеми этими приманками греха он призывается бороться.

В настоящее время мы встречаем слабую борьбу с грехом. Неверие всюду кричит, что Бога нет и греха нет. Почему бы не пожить в блуде, если он приятен? Отчего не воспользоваться слабостью человека и не взять у него богатство, если об этом никто не узнает? И смущаются иные верующие, и идут в плен грехов, разврата, насилий, убийств! Что мы, верующие в Бога и боящиеся греха, можем противопоставить этой проповеди неверия? Не лучше ли, в самом деле, отдаться страстям, чем бороться с ними?

Грех кажется привлекательным, пока человек не совершил его. А потом он становится отвратительным. Амнон, сын Давида, полюбил свою сестру, красавицу Фамарь, и совершил над ней насилие. Но пос­ле греха с ней возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней. У нашего талантливого художника И.Е. Репина есть картина, на которой изображен царь Иоанн IV Грозный у трупа убитого им сына. Кто мог запретить Иоанну IV, гневному самодержавному царю, убить даже собственного сына? Он никому не давал отчета и никого не боял­ся. Но посмотрите на лицо Иоанна! Какой ужас на нем: он понял, что убил собственного сына, он – детоубийца! Кто хоть раз рассматривал эту картину Репина, тот не мог испытать жуткого чувства: как страшен грех после своего совершения!

Силен грех: он влечет к себе слабого человека. Но если мы пой­дем против него и призовем Божию помощь на борьбу с ним – в нашу душу низойдет сладкий мир. А что лучше покоя совести, светлого христианского настроения! Нет, лучше самому быть обиженным, чем обидеть другого человека; лучше самому быть ограбленным, чем взять у ближнего; лучше принять смерть, стать мучеником, чем совершить грех.

Один святитель, поучая свою паству, в рассеянии пребывавшую во время жестокой войны с немцами, говорил им: «Молим и просим вас именем Божиим не прибегать к грабежу и насилиям, чтобы добыть средства к существованию для себя или своей семьи. Если вы скажете, что у вас не остается ничего другого, чтобы спасти себя от голодной или холодной смерти, мы ответим вам, что мы все же желали бы ви­деть в вас мучеников, чем преступников» (Епископ Анастасий. «Посла­ние к сущим в рассеянии чадам Холмской Церкви»). Так и поступают истинные христиане. Преподобный Моисей Угрин не пожелал жить в греховной скверне со своей госпожой, молодой и красивой полькой, и перенес за это побои, мучения и тюрьму. Дивный старец Серафим Саровский, когда злые люди напали на него в пустыне, отдался им в ру­ки и был избит до полусмерти, хотя обладал большой физической силой и имел в руках топор. И в настоящее время многие пастыри и ве­рующие несут скорби и изгнания, но не соглашаются на грех, хотя, со­вершив преступление против веры и нравственности, они имели бы покой и внешние блага!

1929 год