FU1912

Слово в день святителя и чудотворца Николая

«И много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех». (Лк. 6: 17–19).

Так и юноша, готовящийся к пастырскому служению, обыкновенно мечтает, что слово его тотчас соберет тысячи народа, что его добрые намерения и дела привлекут к нему всех, ибо возвышенные порывы его души могут ли быть кем-либо не оценены? Но так мечтает он обыкновенно потому, что не задает себе вопроса, какая, собственно, сила привлекает пасомых к пастырю? Сила ли, например, красноречия, или широкая общественная деятельность, или еще что-либо иное? На это ответ дает нам евангелист, говоря: от Него' исходила сила и исцеляла всех. Что же это за сила — неужели только сила чудес? Если так, то может ли надеяться на успех своего дела современный пастырь, не имеющий силы чудотворения? Но евангелист говорит нам, что не одни чудесные исцеления привлекали народ ко Христу: по его словам, многие приходили послушать Его. Да и те, которые приходили для исцелений, не одного только исцеления телесных болезней искали от Него, многих более привлекало то, что Он явился как сострадательный Врач, Который взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8: 17) не телесные только, но еще более душевные, служащие причиной телесных. Итак, пусть не печалится современный пастырь, что не имеет дара чудес. Чудо иногда может изумить, но не умилить, поразить ум, но не привести в глубокое сокрушение сердце и не укоренить в нем веру. Есть иная сила, которая привлекает пасомых к пастырю, — это сила сострадательной любви. Как Христос вместил в сердце Своем все человеческие скорби и болезни, так пусть вместит и пастырь. И вот тогда-то дух его незримо соединится с душами пасомых: они узнают в нем своего пастыря и будут идти к нему.

Но и одной только любви недостаточно, ибо никакая человеческая сила, хотя бы и сила любви, не может совершенно уврачевать духовных болезней. Где сам пастырь найдет для себя опору во время искушений, когда он увидит падения своих пасомых, увидит, что слово его, вследствие соблазнов мира и обольщений диавола, остается бездейственным? Тогда пусть он возложит упование на Бога и прибегнет к молитве; пусть он скорби, которые вместил в сердце своем, повергнет пред престолом Божиим. И тогда он снова найдет силы для своего подвига. И если он всегда будет поступать так, то заметят это пасомые. Они увидят, что пастырь их не обыкновенный человеческий деятель, но служитель Божий; они увидят, что пастырь их приблизился к Богу и имеет дерзновение пред Ним; что его молитва хотя и не совершает прямо чудес, но все-таки действие ее весьма удивительно; что Сам Бог через него совершает врачевание болезней душевных, а иногда и телесных. Тогда-то все потекут к нему с своими духовными болезнями. Тогда слово его будет хотя и просто, но оно будет умиротворять, воодушевлять, очищать души. Его дела будут, может быть, и не поразительны для взора, но будут благоуспешны, потому что будут совершаться силой Божией. Так, слово уважаемого всей Россией пастыря отца Иоанна Кронштадтского нередко просто и чуждо красноречия, он говорит нередко о предметах обыкновенных, всем известных — но вот оно тысячи людей приводит в слезы и умиление. И сколько тогда врачуется болезней духовных, иногда же и телесных!

Итак, юноша, желающий сделаться пастырем, пусть, прежде всего позаботится о том, чтобы воспитать в сердце своем сострадательную любовь к людям, дабы потом быть в состоянии положить душу свою за люди своя, как пастырь добрый, святитель и чудотворец Николай. Этого он не достигнет сразу, но он должен пользоваться теми средствами, какие даны ему для того. Товарищество, которое соединяет юношей в школе, пусть будет и высшей жизненной школой для воспитания пастырской любви.

Только пусть круг людей, к которым юноша имеет сочувствие, постепенно расширяется, пусть его любовь одухотворяется, сердце очищается. Более же всего пусть он прибегает к Богу, ибо в этом лишь случае его работа над самовоспитанием будет вполне благотворна. Аминь.

1900 год