Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дыхание жизни.
Слово в Неделю о самарянке
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. (Ин. 7: 38)
Долго ум человеческий не хочет покориться истине этих слов Христовых. Он ищет истины в учениях человеческих и не хочет покориться под спасительное иго веры Христовой. Люди увлекаются этими учениями потому, что ожидают найти в них такие новые истины, которых не открыл людям Христос. Поэтому многие из них более склонны верить учению Дарвина и естественных наук, доказавших будто бы, что всё происходит и развивается само собой, чем согласиться с учением Библии. Они скорее готовы прославлять безумного философа Ницше, считавшего необходимым для усовершенствования природы человеческой освободиться от отживших будто бы свое время христианских добродетелей, чем преклониться перед возвышенным учением христианства. Для них слова не терпящего никаких возражений лжеучителя Льва Толстого, назвавшего вместо Церкви и Таинств разум человека спасителем, лучше, чем кроткий голос учителей Церкви. Этими учениями многие люди хотят утолить свою духовную жажду вместо веры во Христа. Но они обманываются, ибо вместо успокоения духа одни начинают испытывать мучительную тревогу, другие вместо того, чтобы найти мир, исполняются даже озлоблением. Конечно, это потому, что ни одно учение человеческое не дает человеку того, чего он искал, потому, что учения философов и других знаменитых людей мира не отвечают на запросы человеческого духа, не объясняют жизни, как она есть. Уяснив какую-нибудь одну истину, эти учения потом удаляются от нее, так как не один разум создает их, но и преданная страстям воля. Поэтому-то, увлекшись сначала каким-либо учением, дух человека, вновь начинает испытывать жажду и ищет нового учения.
Но таково ли учение Христово? Сколько людей трудились над его изъяснением, сколько извлекали из него назиданий, и однако всегда дух человеческий открывал в нем что-либо новое и уяснял им тайны жизни своей души. Доселе оно оставалось неисчерпаемым источником духовных созерцаний, не таких, которые утомляют однообразием, отягощают скукой, но таких, которые утоляют никаким новым человеческим учением не утоляемую жажду души. Как человек не ищет перемен в то время, когда душа его полна счастьем, и не хочет переходить от одного предмета к другому, так и в те минуты, когда душа ощущает сладость и приятность слов Евангелия, она не хочет трудиться над почерпанием из источников человеческой мудрости: она чувствует, что слова Евангелия суть вода живая, которая дает вечную жизнь. Тогда она принимает слова Евангелия не одним умом, но и делает их дыханием жизни; тогда человек старается, чтобы без этого дыхания не произносилось ни одно слово, не совершалось ни одно движение; тогда всё, что он делает, согласно с волей Божией.
И если он сам таким образом покорит волю свою воле Божией, то и влиянию его воли будут покоряться другие. Ибо кто хочет учением своим покорить других, тот должен иметь такую совершенную волю, влиянию которой все могли бы подчиниться. Этого напрасно старались достигнуть знаменитые люди мира, но это легче для человека, проникнутого верой во Христа. Сделавшись через веру во Христа чистым вместилищем Духа, он поистине увидит на себе исполнение слов Христовых: у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Все будут прибегать к нему, и он будет всегда в источнике сердца своего находить слова, вливающие в сердце других покой и отраду. Аминь.
1901 год