11

                                                                                      

Наблюдая за людьми образованными, имевшими привилегированное социальное положение в обществе, священномученик Димитрий Павский писал в 1907 году: «Нередко можно видеть людей <...>, которые, не познавши истин веры, готовы уже глумиться над ней. <...> „Рече безумен в сердце своем: несть Бог“ [Пс. 13,1], говорится в одном из псалмов, а в нынешний век, к великому сожалению, считаются не только за образованных, но лучших и трезвых людей те, которые явно принадлежат к числу безбожников, не верующих в Бога, в бессмертие души, ограничивая всю жизнь человеческую одной землей. Далее, разве мало среди образованного общества и таких, которые в своих действиях не руководятся нравственным чувством, у которых совесть – судия и мздовоздаятель нравственных действий, совершенно заглушена, находится в такой огрубелости, что неспособна укорять человека. И образованный человек с огрубелой совестью не в состоянии отличить добра от зла. В своей жизни он преследует чисто эгоистические цели. Для него ничего не значит нарушить права ближних, чтобы добиться известных выгод. Стремясь к достижению эгоистических целей, он не стесняется никакими средствами, прибегает к подкупу, клевете и подобным действиям. Он бывает слишком далек от того, чтобы быть отзывчивым на нужды и потребности обыкновенных людей, обращающихся к нему, как к человеку, обладающему значительным запасом знаний, человеку передовому, который если сам по себе почему-нибудь не может помочь, то, благодаря своему видному положению в обществе, имеет возможность расположить к тому и других. Разве это не слепец, хотя и образованный? Этого мало. Есть такие, которые мнят себя и считаются образованными и однако руководятся в своей нравственной деятельности сознательными безнравственными началами. Не царит ли во многих образованных умах такое начало деятельности: „чем хуже, тем лучше“, то есть пусть ухудшается действительность, чтобы скорее рушился существующий порядок. Не очевидная ли это слепота духовная, обезображивающая нашу душу? Отчего же происходит духовная слепота в людях, существах, одаренных разумом?

Она происходит в людях от чрезмерной привязанности их к земному и чувственному, оттого, что человек знает только потребности земные и чувственные, следует самолюбивым склонностям и побуждениям, работает своим страстям».