Еще немного времени – и начинается величественная Троицкая вечерня, и прольется молитва, призываю­щая дарование Духа Святого верным, и возгласится моле­ние о преклоняющих пред Господом сердца свои и колена, и затем в коленопреклонении мы выслушаем мо­литвы необычайной высоты и несказанного вдохновения.

Велика ли, однако, заслуга, велик ли в самом деле по­двиг преклонения колен перед Господом, что о прекло­няющих колена возглашается особое моление? Что оно значит и почему внесено в нынешнюю службу?

Да, это заслуга и подвиг, и вместе с тем существенный признак христианства, и вместе с тем залог и условие вся­кого успеха и всякого возрастания человеческой духов­ной жизни.

Ныне вспоминаем сошествие Святого Духа на апосто­лов и верующих всех времен. Этим мы свидетельствуем и показываем, что человек не мог спастись своими силами, без Иисуса Христа; этим мы показываем, что, и прощен­ный от Бога, освобожденный от греха Христом Спасите­лем, человек был бессилен сам собой идти указанным ему путем новым – путем чистоты и святости – и без по­мощи свыше обречен на новые и новые грехи – следова­тельно, на вечное осуждение от Бога без надежды на прощение, следовательно, на вечные страдания духа и муки укоряющей совести. Такая помощь свыше и дается благодатью, то есть даром Святого Духа, Который излива­ется на верующих ради искупительных заслуг нашего Спасителя. Дух Святой есть Тот иной Утешитель, Кото­рого послать обещал Христос Своим ученикам вместо Себя, как Он говорил на Тайной Вечери, в час прощания с ними (Ин. 14: 16). Мы получаем Духа Святого по вере в молитве, в Таинствах Святой Церкви. В ней Он вечно пре­бывает. Он дает нам силы и принять, и исполнить закон веры и закон жизни, как он возвещен миру благовестием Христовым. Он очищает нас за веру и покаяние от воль­ных и невольных грехов и тем вселяет живую бодрость, живую радость и надежду спасения в изнемогающую под тяжестью греха душу.

Нельзя себе и представить, как бы мы могли даже жить, веруя в Бога, если бы не знали, что имеем помощь от Него в достижении нравственного совершенства и прощение грехов в наших ежедневных падениях. Тогда вера была бы нашим несчастьем и в тысячу крат тяжелее неверия; тогда мы были бы в постоянном сознании отчуждения от Бога, проклятыми, отверженными, в вечном отчаянии и страхе. Но вера есть радость, но вера есть бодрость, но вера есть источник жизни, надежды потому именно, что мы знаем о Божьей к нам помощи, о Божьей любви и всепрощении, если только сами мы, конечно, храним действительно эту веру, чувствуем и ведем себя пред Богом как дети пред отцом – не как рабы и обманщики, обращающие любовь Божию в поощрение на зло и лукавство самооправдания, а именно как дети, сами любящие Бога и по любви к Нему, к добру, Им заповеданному и вложенному в дух наш, не желающие оскорблять Его вечную святыню.

Оттого смиренны мы пред Ним, оттого всегда наш грех у нас пред очами, оттого просим мы у Бога прощения гре­хов и немощей и оттого преклоняем мы пред Ним сердца свои и колена, но не в отчаянии, но не в бессилии злобы или принудительной покорности, а в тихой радости любви, в сладком уповании спасения, в ожидании силы Божией, восполняющей нашу немощь на пути нравствен­ного совершенства, и в жажде обновления духовного. Оттого основное и существенное свойство всякого истин­ного христианина есть смирение, то есть то самое чувство, которое заставляет христиан преклонять пред Господом сердца – в любви и умилении покаяния и колена – как внешнее выражение одушевляющего нас внутреннего настроения.

Оттого вся неизмеримая область духовной жизни хри­стианина, где бы и в чем бы она ни проявлялась, будет ли это наука, искусство, государственное строение, обще­ственная жизнь, проявление права, суда, международных или личных отношений, – вся жизнь истинно христиан­ская должна исходить из этого смиренномудрия и им про­никаться.

И посмотрите на прошлые судьбы человечества – они виднее из дали веков: когда христианское смиренномуд­рие было господствующим началом жизни, сколько было святых, подвижников, сколько геройских подвигов совер­шалось во всех областях деятельности человека – подви­гов самоотречения и самоотвержения; как счастливы были люди даже в бедности и убожестве, как полна смысла была их жизнь, как полна смысла была для них и смерть; какие были семьи, какая была дружба и согласие у людей в государстве и обществе и какой успех был уде­лом христианских царств и народов! И обратно: когда гор­дыня проникла в сердца людей, когда строили они Вавилонскую башню, чтобы бороться с Богом, когда на­деялись они только на свои силы, когда преклоняли сердца и колена пред величием человека, пред величием его силы, ума, таланта, изобретений, побед и жили верой в будущую славу и всемогущество человечества, – как посрамлялись они в своих горделивых мечтаниях, как па­дали их царства, как бездушны были их цивилизация, фи­лософия, наука, искусство, какая пустота и отчаяние заполняли души людей, какой холод и ужас могилы и смерти, какое сознание бессмыслия самого существова­ния, какое безрадостное стремление к прекращению самого бытия в самоубийстве было уделом многих!

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Какова теперь наша наука и образованность, наша государственность и наша общественная жизнь? Стоим ли мы в этой области в начале богоборчества или прекло­няем пред Господом сердца свои и колена? От того или другого ответа зависит и приговор над всем нашим на­стоящим и будущим.

Когда мы слышим учение социализма с его стремле­нием устроить рай на земле, с дерзким отрицанием веры и явным богохульством, с верой только в значение чело­веческого разума и человеческой силы, иногда и насилия; когда мы видим, как под видом науки и знания современ­ная образованность восстает против духовного начала жизни и отвергает всё, чего нельзя видеть, ощупать, взве­сить; когда искусство изображает и восхваляет только плоть, страсти и пороки; когда наблюдаем государствен­ную и общественную жизнь и слышим о том, что всё ос­новано на праве, а не на правде, на воле и силе большинства людей, а не на воле Божией, на законах, со­ставляемых людьми, а не на законе Божием; когда видим, что все интересы, вся горячность деятельности устрем­лены у нас на создание и устроение только царства зем­ного и человеческого с полным забвением о Царстве Божием и Небесном, – то не кажется ли вам, что мы всту­паем на путь богопротивления и богоборчества? Не строим ли мы Вавилонскую башню? Не ожидает ли нас великое падение и полное разделение языков? О, не устроить земли тем, кто забывает о Небе! Не укрепить науку, искусство, право, нравственность, мир, порядок, если мы для них будем находить основу и освящение не в Боге, а в слабости человеческой, слишком красноречиво засвидетельствованной в истории: кони их – плоть, а не дух, – говорит пророк (Ис. 31: 3). Всё рухнет, как в Вави­лоне, от одного только раздора злобы и смешения языков, интересов, стремлений.

Благодарение Богу, есть семя праведных на земле нашей и есть люди, преклоняющие пред Господом и сердца свои, и колена. И когда мы видим их в храме, и когда мы стоим вместе с ними, и когда мы сами также склоняем в смирении колена душ и сердец пред Христом, тогда знаем, что служим свету и добру, служим спасению мира, служим вечным заветам возлюбленного Господа Иисуса. Удержите же эту основу жизни, эту соль мира, предохраняющую его от разложения и гниения; будьте верны Христу и покорны Его Церкви, водимой Духом Божиим; не смущайтесь заманчивыми горделивыми за­мыслами и учениями современных идолопоклонников, говорящих о разуме, о силе человеческой как достаточной для устроения счастья нашей жизни: в нашей покорности больше чести, чем в их заносчивости; в нашем смирении более человеческого достоинства, чем в их гордыне; в нашем преклонении сердец и колен пред Господом больше высоты, чем в их буйстве духа и богопротивлении. Смиренный духом приобретает честь – так говорит биб­лейский мудрец (Притч. 29: 23).

Все в сей день коленопреклоненных молений прекло­ним в умилении пред Господом сердца и колена, и Он вой­дет к нам в сердце, и поживет, и обитель Себе там сотворит. И будем жить в Боге, и Он в нас, и как эта зелень кругом нас – знак и плод воскресшей весенней жизни, будем и мы вечно живы пред Богом, преуспевая всегда и во всем, оживляя всю и всякую нашу деятельность. Дух животворит; плоть не пользует нимало, говорит Спаси­тель (Ин. 6: 63). Итак, по слову апостола, начав Духом, не станем оканчивать плотью (Гал. 3: 3). Аминь.

1909 год