Священномученик Иоанн Восторгов. Коленопреклоненные молитвы.
Еще немного времени – и начинается величественная Троицкая вечерня, и прольется молитва, призывающая дарование Духа Святого верным, и возгласится моление о преклоняющих пред Господом сердца свои и колена, и затем в коленопреклонении мы выслушаем молитвы необычайной высоты и несказанного вдохновения.
Велика ли, однако, заслуга, велик ли в самом деле подвиг преклонения колен перед Господом, что о преклоняющих колена возглашается особое моление? Что оно значит и почему внесено в нынешнюю службу?
Да, это заслуга и подвиг, и вместе с тем существенный признак христианства, и вместе с тем залог и условие всякого успеха и всякого возрастания человеческой духовной жизни.
Ныне вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов и верующих всех времен. Этим мы свидетельствуем и показываем, что человек не мог спастись своими силами, без Иисуса Христа; этим мы показываем, что, и прощенный от Бога, освобожденный от греха Христом Спасителем, человек был бессилен сам собой идти указанным ему путем новым – путем чистоты и святости – и без помощи свыше обречен на новые и новые грехи – следовательно, на вечное осуждение от Бога без надежды на прощение, следовательно, на вечные страдания духа и муки укоряющей совести. Такая помощь свыше и дается благодатью, то есть даром Святого Духа, Который изливается на верующих ради искупительных заслуг нашего Спасителя. Дух Святой есть Тот иной Утешитель, Которого послать обещал Христос Своим ученикам вместо Себя, как Он говорил на Тайной Вечери, в час прощания с ними (Ин. 14: 16). Мы получаем Духа Святого по вере в молитве, в Таинствах Святой Церкви. В ней Он вечно пребывает. Он дает нам силы и принять, и исполнить закон веры и закон жизни, как он возвещен миру благовестием Христовым. Он очищает нас за веру и покаяние от вольных и невольных грехов и тем вселяет живую бодрость, живую радость и надежду спасения в изнемогающую под тяжестью греха душу.
Нельзя себе и представить, как бы мы могли даже жить, веруя в Бога, если бы не знали, что имеем помощь от Него в достижении нравственного совершенства и прощение грехов в наших ежедневных падениях. Тогда вера была бы нашим несчастьем и в тысячу крат тяжелее неверия; тогда мы были бы в постоянном сознании отчуждения от Бога, проклятыми, отверженными, в вечном отчаянии и страхе. Но вера есть радость, но вера есть бодрость, но вера есть источник жизни, надежды потому именно, что мы знаем о Божьей к нам помощи, о Божьей любви и всепрощении, если только сами мы, конечно, храним действительно эту веру, чувствуем и ведем себя пред Богом как дети пред отцом – не как рабы и обманщики, обращающие любовь Божию в поощрение на зло и лукавство самооправдания, а именно как дети, сами любящие Бога и по любви к Нему, к добру, Им заповеданному и вложенному в дух наш, не желающие оскорблять Его вечную святыню.
Оттого смиренны мы пред Ним, оттого всегда наш грех у нас пред очами, оттого просим мы у Бога прощения грехов и немощей и оттого преклоняем мы пред Ним сердца свои и колена, но не в отчаянии, но не в бессилии злобы или принудительной покорности, а в тихой радости любви, в сладком уповании спасения, в ожидании силы Божией, восполняющей нашу немощь на пути нравственного совершенства, и в жажде обновления духовного. Оттого основное и существенное свойство всякого истинного христианина есть смирение, то есть то самое чувство, которое заставляет христиан преклонять пред Господом сердца – в любви и умилении покаяния и колена – как внешнее выражение одушевляющего нас внутреннего настроения.
Оттого вся неизмеримая область духовной жизни христианина, где бы и в чем бы она ни проявлялась, будет ли это наука, искусство, государственное строение, общественная жизнь, проявление права, суда, международных или личных отношений, – вся жизнь истинно христианская должна исходить из этого смиренномудрия и им проникаться.
И посмотрите на прошлые судьбы человечества – они виднее из дали веков: когда христианское смиренномудрие было господствующим началом жизни, сколько было святых, подвижников, сколько геройских подвигов совершалось во всех областях деятельности человека – подвигов самоотречения и самоотвержения; как счастливы были люди даже в бедности и убожестве, как полна смысла была их жизнь, как полна смысла была для них и смерть; какие были семьи, какая была дружба и согласие у людей в государстве и обществе и какой успех был уделом христианских царств и народов! И обратно: когда гордыня проникла в сердца людей, когда строили они Вавилонскую башню, чтобы бороться с Богом, когда надеялись они только на свои силы, когда преклоняли сердца и колена пред величием человека, пред величием его силы, ума, таланта, изобретений, побед и жили верой в будущую славу и всемогущество человечества, – как посрамлялись они в своих горделивых мечтаниях, как падали их царства, как бездушны были их цивилизация, философия, наука, искусство, какая пустота и отчаяние заполняли души людей, какой холод и ужас могилы и смерти, какое сознание бессмыслия самого существования, какое безрадостное стремление к прекращению самого бытия в самоубийстве было уделом многих!
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Какова теперь наша наука и образованность, наша государственность и наша общественная жизнь? Стоим ли мы в этой области в начале богоборчества или преклоняем пред Господом сердца свои и колена? От того или другого ответа зависит и приговор над всем нашим настоящим и будущим.
Когда мы слышим учение социализма с его стремлением устроить рай на земле, с дерзким отрицанием веры и явным богохульством, с верой только в значение человеческого разума и человеческой силы, иногда и насилия; когда мы видим, как под видом науки и знания современная образованность восстает против духовного начала жизни и отвергает всё, чего нельзя видеть, ощупать, взвесить; когда искусство изображает и восхваляет только плоть, страсти и пороки; когда наблюдаем государственную и общественную жизнь и слышим о том, что всё основано на праве, а не на правде, на воле и силе большинства людей, а не на воле Божией, на законах, составляемых людьми, а не на законе Божием; когда видим, что все интересы, вся горячность деятельности устремлены у нас на создание и устроение только царства земного и человеческого с полным забвением о Царстве Божием и Небесном, – то не кажется ли вам, что мы вступаем на путь богопротивления и богоборчества? Не строим ли мы Вавилонскую башню? Не ожидает ли нас великое падение и полное разделение языков? О, не устроить земли тем, кто забывает о Небе! Не укрепить науку, искусство, право, нравственность, мир, порядок, если мы для них будем находить основу и освящение не в Боге, а в слабости человеческой, слишком красноречиво засвидетельствованной в истории: кони их – плоть, а не дух, – говорит пророк (Ис. 31: 3). Всё рухнет, как в Вавилоне, от одного только раздора злобы и смешения языков, интересов, стремлений.
Благодарение Богу, есть семя праведных на земле нашей и есть люди, преклоняющие пред Господом и сердца свои, и колена. И когда мы видим их в храме, и когда мы стоим вместе с ними, и когда мы сами также склоняем в смирении колена душ и сердец пред Христом, тогда знаем, что служим свету и добру, служим спасению мира, служим вечным заветам возлюбленного Господа Иисуса. Удержите же эту основу жизни, эту соль мира, предохраняющую его от разложения и гниения; будьте верны Христу и покорны Его Церкви, водимой Духом Божиим; не смущайтесь заманчивыми горделивыми замыслами и учениями современных идолопоклонников, говорящих о разуме, о силе человеческой как достаточной для устроения счастья нашей жизни: в нашей покорности больше чести, чем в их заносчивости; в нашем смирении более человеческого достоинства, чем в их гордыне; в нашем преклонении сердец и колен пред Господом больше высоты, чем в их буйстве духа и богопротивлении. Смиренный духом приобретает честь – так говорит библейский мудрец (Притч. 29: 23).
Все в сей день коленопреклоненных молений преклоним в умилении пред Господом сердца и колена, и Он войдет к нам в сердце, и поживет, и обитель Себе там сотворит. И будем жить в Боге, и Он в нас, и как эта зелень кругом нас – знак и плод воскресшей весенней жизни, будем и мы вечно живы пред Богом, преуспевая всегда и во всем, оживляя всю и всякую нашу деятельность. Дух животворит; плоть не пользует нимало, говорит Спаситель (Ин. 6: 63). Итак, по слову апостола, начав Духом, не станем оканчивать плотью (Гал. 3: 3). Аминь.
1909 год