11

                                                                                      

Из книги мученика Николая Варжанского «Доброе исповедание» (Книга составлена в виде вопросов и ответов)

Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?

У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог собла­говолил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1: 10) Таким образом, мы с умершими – одна семья, а Глава нашей семьи – Христос.

Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?

Апостол Павел так отвечает на это: Никто из нас не жи­вет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы влады­чествовать и над мертвыми, и над живыми. (Рим 14:7-9). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обя­занные любить друг друга и заботиться друг о друге.

В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?

Главным образом в молитве. Молитесь друг за друга, гово­рит Ап. Иаков (Иак. 5: 16) И Ап. Павел наставляет: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ... о всех святых (Еф 6:18), т.е. о всех христианах.

Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?

У Господа такого деления нет, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Бога все живы (Лук. 20: 38)

Умершие христиане нуждаются ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?

Несомненно, нуждаются.

Чем вызывается эта их нужда?

Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свобод­ны от недостатков (Иова 4: 17-19) и никто из них, умирая, не мог сказать: я очистил сердце мое, я чист от греха моего (Притч 20: 9 ср. Лк. 17: 10. Иак. 3:2)

Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?

Ап. Иоанн разъясняет, что Христос есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира. (1 Ин. 2: 2) К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обра­щаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев сво­их по вере.

Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?

Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1). Спаситель также говорит истинно верующим: если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и бу­дет вам (Ин 15: 7)

Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных (Иак 3:2) христиан, переселившихся в загроб­ный мир?

Господь имеет полную возможность и власть сделать это, потому что Он Сам сказал о Себе: дана мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28: 18) Если так, то у Спасителя есть власть облегчить участь согрешивших грехами несмертными.

Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылают­ся при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?

Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лаза­ре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных лю­дях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном. <...>