7 (20) июля
 
Священномученик
Павел Чернышев
 
Священномученик Павел родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда Пермской губернии[1] в семье свя­щенника Казанского храма Иоанна Никитича Чернышева и его супруги Александры Александровны. Окончив в 1885 году Уфим­скую духовную семинарию, он был в 1886 году рукоположен во священника к Ильинско-Георгиевской церкви в селе Тамакульском[2] Камышловского уезда. В 1891 году он был переведен в Михаило-Архангельский храм в Ревдинском заводе[3] Екатерин­бургского уезда, а в 1895 году – в Успенский храм в Ново-Уткинском заводе[4] того же уезда; в 1909 году отец Павел был награжден наперсным крестом.
Ново-Уткинский завод был построен в 1749 году на средства го­сударства; в 1758 году завод вместе с лесами и землями был передан из казенного ведомства частному владельцу, графу С.П. Ягужинскому. В 1779 году Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, по­томки которого владели заводом до начала ХХ столетия. После по­стройки завода первыми его рабочими стали переселенцы из других казенных заводов, часть рабочих составляли крестьяне Кунгурского и Туринского уездов. Несмотря на продолжительное существование здесь русского поселения и промышленности, храма здесь не было более полстолетия. Трудно сказать, знали ли два поколения живших здесь русских людей что-либо внятное о Христе.
Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма было возбуждено перед епископом Пермским Иустином (Виш­невским) в 1802 году Главным Верх-Исетским заводским правле­нием, обещавшим в случае разрешения возвести храм не обреме­нять казну расходами и содержать весь причт на свои средства. Но это ходатайство было отклонено. В 1830 году главноуправляющий Яковлевскими заводами Китаев направил новое ходатайство о по­стройке храма; оно было удовлетворено Пермским епископом Аркадием (Федоровым) только через два года, в 1832 году, и в сле­дующем году состоялась закладка храма. Каменный однопре­стольный Успенский храм был построен на средства заводовладельца и освящен в 1838 году епископом Екатеринбургским Евлампием (Пятницким). В начале ХХ столетия, когда здесь стал служить священник Павел Чернышев, число прихожан достигало трех тысяч человек.
Отец Павел был священником деятельным: в 1910 году его на­значили катехизатором Екатеринбургского уезда на 1911 год, в 1915-м – благочинным 2‑го округа Екатеринбургского уезда.
В 1917 году в России был совершен государственный перево­рот, следствием которого стала Гражданская война. В начале 1918 года пришедшие к власти в Ново-Уткинском заводе больше­вики арестовали всех, кто, по их мнению, хотя бы предположи­тельно мог заниматься антибольшевистской деятельностью, в том числе и отца Павла, поместив их в так называемую американскую гостиницу в Екатеринбурге. После недели допросов все были освобождены и вернулись в Ново-Уткинский завод, но через не­которое время по распоряжению председателя Екатеринбургско­го уездного Совдепа левого эсера Мухина и члена Совета Старко­ва вновь арестованы. В субботу 7/20 июля все арестованные были приведены к Мухину и Старкову, которые стали издеваться над ними, особенно над священником. Затем, вызвав отряд красно­гвардейцев, состоявший из рабочих суконной фабрики Злоказова под командованием Ивана Костромина, они распорядились отве­сти узников под село Арамильское того же уезда[5], устно отдав приказ о расстреле. Колонна арестованных под конвоем красно­гвардейцев двинулась по дороге к селу Арамильскому. Когда до села оставалось пять верст, посыпались команды: «Не разговари­вать и не оглядываться!» И затем почти в упор их стали расстрели­вать. Священник Павел Чернышев был убит сразу, из группы в восемь человек двум удалось убежать и скрыться.
Через несколько дней в Екатеринбург вошли чехословацкие части и отряды оренбургских казаков; их командованием было от­дано распоряжение о розыске и достойном погребении жертв большевистского террора. Останки священника Павла Черныше­ва и с ним убитых были обнаружены не сразу, только 11/24 августа смогло состояться их отпевание и погребение. Встреча остан­ков убитых произошла за городом на Уктусском тракте; затем состоялось торжественное богослужение в Александро-Невском соборе Ново-Тихвинского женского монастыря, и все убитые были погребены на монастырском кладбище. «Когда клали отцу Павлу в гроб Евангелие и крест, – вспоминали очевидцы, – то мы, священники, открыли ему лицо, и – о ужас! Лица не было! Была сплошная масса, залитая кровью и мозгами...»
Впоследствии монастырь был закрыт, над могилами разбит парк, и таким образом они были утрачены. 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 249–252 
Примечания

[1]Ныне село Новосельское Далматовского района Курганской области.
[2]Ныне село Тамакульское Далматовского района Курганской области.
[3]Ныне город Ревда.
[4]Ныне Новоуткинск – поселок в городе Первоуральске.
[5]Ныне город Арамиль.