7 (20) июля
Священномученик
Павел Чернышев
Священномученик Павел родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда Пермской губернии[1] в семье священника Казанского храма Иоанна Никитича Чернышева и его супруги Александры Александровны. Окончив в 1885 году Уфимскую духовную семинарию, он был в 1886 году рукоположен во священника к Ильинско-Георгиевской церкви в селе Тамакульском[2] Камышловского уезда. В 1891 году он был переведен в Михаило-Архангельский храм в Ревдинском заводе[3] Екатеринбургского уезда, а в 1895 году – в Успенский храм в Ново-Уткинском заводе[4] того же уезда; в 1909 году отец Павел был награжден наперсным крестом.
Ново-Уткинский завод был построен в 1749 году на средства государства; в 1758 году завод вместе с лесами и землями был передан из казенного ведомства частному владельцу, графу С.П. Ягужинскому. В 1779 году Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, потомки которого владели заводом до начала ХХ столетия. После постройки завода первыми его рабочими стали переселенцы из других казенных заводов, часть рабочих составляли крестьяне Кунгурского и Туринского уездов. Несмотря на продолжительное существование здесь русского поселения и промышленности, храма здесь не было более полстолетия. Трудно сказать, знали ли два поколения живших здесь русских людей что-либо внятное о Христе.
Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма было возбуждено перед епископом Пермским Иустином (Вишневским) в 1802 году Главным Верх-Исетским заводским правлением, обещавшим в случае разрешения возвести храм не обременять казну расходами и содержать весь причт на свои средства. Но это ходатайство было отклонено. В 1830 году главноуправляющий Яковлевскими заводами Китаев направил новое ходатайство о постройке храма; оно было удовлетворено Пермским епископом Аркадием (Федоровым) только через два года, в 1832 году, и в следующем году состоялась закладка храма. Каменный однопрестольный Успенский храм был построен на средства заводовладельца и освящен в 1838 году епископом Екатеринбургским Евлампием (Пятницким). В начале ХХ столетия, когда здесь стал служить священник Павел Чернышев, число прихожан достигало трех тысяч человек.
Отец Павел был священником деятельным: в 1910 году его назначили катехизатором Екатеринбургского уезда на 1911 год, в 1915-м – благочинным 2‑го округа Екатеринбургского уезда.
В 1917 году в России был совершен государственный переворот, следствием которого стала Гражданская война. В начале 1918 года пришедшие к власти в Ново-Уткинском заводе большевики арестовали всех, кто, по их мнению, хотя бы предположительно мог заниматься антибольшевистской деятельностью, в том числе и отца Павла, поместив их в так называемую американскую гостиницу в Екатеринбурге. После недели допросов все были освобождены и вернулись в Ново-Уткинский завод, но через некоторое время по распоряжению председателя Екатеринбургского уездного Совдепа левого эсера Мухина и члена Совета Старкова вновь арестованы. В субботу 7/20 июля все арестованные были приведены к Мухину и Старкову, которые стали издеваться над ними, особенно над священником. Затем, вызвав отряд красногвардейцев, состоявший из рабочих суконной фабрики Злоказова под командованием Ивана Костромина, они распорядились отвести узников под село Арамильское того же уезда[5], устно отдав приказ о расстреле. Колонна арестованных под конвоем красногвардейцев двинулась по дороге к селу Арамильскому. Когда до села оставалось пять верст, посыпались команды: «Не разговаривать и не оглядываться!» И затем почти в упор их стали расстреливать. Священник Павел Чернышев был убит сразу, из группы в восемь человек двум удалось убежать и скрыться.
Через несколько дней в Екатеринбург вошли чехословацкие части и отряды оренбургских казаков; их командованием было отдано распоряжение о розыске и достойном погребении жертв большевистского террора. Останки священника Павла Чернышева и с ним убитых были обнаружены не сразу, только 11/24 августа смогло состояться их отпевание и погребение. Встреча останков убитых произошла за городом на Уктусском тракте; затем состоялось торжественное богослужение в Александро-Невском соборе Ново-Тихвинского женского монастыря, и все убитые были погребены на монастырском кладбище. «Когда клали отцу Павлу в гроб Евангелие и крест, – вспоминали очевидцы, – то мы, священники, открыли ему лицо, и – о ужас! Лица не было! Была сплошная масса, залитая кровью и мозгами...»
Впоследствии монастырь был закрыт, над могилами разбит парк, и таким образом они были утрачены.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 249–252
Примечания
|