1

I. Решение этого вопроса нецерковными людьми.

1) Атеистами: Бога нет, потому нас и некому наказывать.

2) Верующие, но не проникнувшиеся духом евангельского учения, хо­тели бы незамедлительного наказания грешников, как свидетельства бы­тия Божия, а также наказания их за содеянное зло для устрашения других. Не видя же сего, они недоумевают: почему Бог не наказывает кощунни­ков; почему же они живут в большем довольствии и благополучии, неже­ли благочестивые христиане?

II. Решение этого вопроса опытом Православной Церкви Христовой.

1) Безнаказанность богохульников не есть доказательство небытия Бога. Ведь, если молния не сверкает, то это ещё не значит, что в это время вовсе нет в природе электричества; или, если добрый отец не наказывает злого сына, то это не свидетельствует о том, что отца нет в живых. Если Церковь не пользуется своею властью запрещать и от­лучать грешников, то это не означает того, что нет Церкви или в ней не существует грешников. Так и многомилостивый Бог до времени терпит и не наказывает хульников и безбожников, но это не значит, что Его нет, или, что кощунники никогда не пожнут того, что сами сеют. Когда потребно наказание грешников или для уменьшения зла, или для вразумления и спасения многих, Бог наказывает грешников. Примеры:

а) Всемирный потоп – для уменьшения зла.

б) Гибель нечестивых городов: Содома и Гоморры; наказание взбунтовавшихся против первосвященника Аарона Корея, Дафана и Авирона; зем­летрясение на развращённом острове Мартинике – для вразумления других.

2) Не наказывает Господь кощунников в жизни сей и по справедли­вости Своей. Всякий грешник, даже и самый ожесточённый, когда-то и кому-то сделал добро. Правосудный Господь за это добро держит его на земле и награждает земными благами. За крупицы этого добра Бог по­сылает ему блаженство в земной жизни, которое по сравнению с блаженством праведных в вечной жизни есть только незначительная кру­пинка. За всё же содеянное грешником зло, он наследует в вечности стра­дания.

3) Кроме того, Бог есть любвеобильнейший Отец. Любовь побуждает Его творить добро и добрым, и злым (Мф. 5, 45). Как мать, забыв все оби­ды и оскорбления, ухаживает за заболевшим сыном-обидчиком, или но­сит ему передачи в темницу, так и Господь готов всё стерпеть и простить, ибо Он ищет спасения грешника. Его беспредельная любовь всё покрыва­ет, всё терпит.

4) Наконец, Бог – всеведущ. Он всё предвидит. Люди мало знают: от нас скрыто многое из настоящего и мы почти ничего не знаем из будуще­го. Люди видят человека согрешающим, но никто не знает, что с ним бу­дет через некоторое время, т.е. ожесточится ли он в своих грехах или рас­кается. Вот почему они и недоумевают, почему Бог терпит грешника и не карает его. Всеведущий же Господь о каждом из людей знает всё будущее. Так, например:

а) Люди видели Марию-грешницу, усердно служащую греху и к тому соблазняющую других, и недоумевали, почему Бог терпит эту великую развратительницу христиан. А Господь в это же время видел и будущее покаяние её, пост, молитвы. Другими словами: в Марии-блуднице Он зрел великую подвижницу Марию Египетскую.

б) В Савле-гонителе Господь видит и великого Апостола Павла.

Так и теперь. Мы видим только настоящее, т.е. как человек кощунству­ет и грешит, а Бог среди самых этих грешников прозревает и будущих добрых христиан, а иногда даже и подвижников. Мы знаем только согре­шающего; например, человека, хулящего св. Крест; а Бог знает, что этот самый хулитель сделается безбоязненным проповедником Креста; тот, кто сегодня борется с Господом, через несколько лет умрёт за Господа.

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обра­щения и покаяния.

III. Заключение:

Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхож­дение и неизреченную любовь к грешнику.

Священномученик Аркадий (Остальский; 1889-1937),

епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии.

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ НИКАКИХ СТРАДАНИЙ...»

Творения. Житомир 2007