Напутственная речь офицерам, окончившим курс учения в Александровском Военном Училище в 1902 году
Приветствую вас с получением офицерского звания. Помоги вам Господь с честью носить его на пользу отечеству и на славу воспитавшему вас училищу.
В последний раз одной дружной семьей собрались вы сюда, чтобы возблагодарить Господа за пройденный трудный путь своего учения и попросить благословения Божия на новую жизнь. Прощаясь с вами, я желаю напомнить вам одну апостольскую заповедь, которая, – дай Бог, – глубоко запечатлелась бы в ваших сердцах и отразилась бы во всей вашей деятельности. Я имею в виду слова апостола Павла, сказанные им коринфским христианам: не будьте рабами человеков (1 Крф. 7, 23). Нужно ли говорить, как часто в нашей жизни представляются искусительные случаи, когда для земного нашего благополучия нам гораздо выгоднее бывает следовать велениям человеческой неправды, а не законам Божественной истины? Кто не знает, как много встречается людей, которые не задумываются назвать черное белым и с легким сердцем нынче хвалят то, что только что вчера беспощадно порицали? Личная польза для них выше вечной неизменной истины. И пусть уста их шепчут великие слова Божественной молитвы: «да будет воля Твоя»; но в действительности они желают не Богу повиноваться, а рабствовать тем людям, от которых зависит их земное счастье. И удивляться ли, что они так непостоянны и изменчивы в своих взглядах и убеждениях? Как ветер легко клонит полевую былинку в ту сторону, в какую дует, так и они всегда держат себя по ветру, т.е. – в направлении для них полезном, как бы часто оно ни менялось. Вот этому недугу и не давайте укореняться в вашей жизни: не бывайте рабами человеков. Старайтесь как можно более чуждаться человекоугодия и именно теперь, когда ваши юные души еще не успели покрыться плотным налетом житейской грязи и заскорузнуть в мелких расчетах жалкого эгоизма, – когда в вас еще ярко горит огонь высших светлых стремлений к истине и правде, добру и любви. Не бойтесь быть стойкими в своих честных убеждениях.
Если и придется за это потерпеть какие-либо лишения и невзгоды, то все это вознаградится сознанием своей правоты и миром душевным. Остерегайтесь быть льстивыми и искательными перед кем бы то ни было; никому не подслуживайтесь с целью извлечь себе пользу и не играйте на слабых струнках души человеческой. Не прибегайте к так называемым протекциям, чтобы лучше устроить свою карьеру; не забывайте, что всякий, не по заслугам занявший хорошее место, в существе дела обкрадывает как того, кто более достоин этого места, так и все общество, которое могло бы получить больше пользы от более достойного человека. Да и вообще поменьше заботьтесь о внешнем своем благополучии. На земле не вечно мы будем жить, и земные блага, как бы велики и ценны они ни были, не навсегда останутся с нами. Быстро мчится время нашей земной жизни. То желанное будущее, которое так недавно представлялось нам в туманной отдаленности, как-то незаметно стало уже прошедшим. Вот и вы теперь молоды, здоровы; но ваша цветущая юность быстро сменится зрелым возрастом, к которому незаметно подкрадется старость; – и каким бы благополучием вы ни пользовались, от смерти вас ничто не избавит. А жизненный личный опыт покажет вам при этом самым ясным и убедительным образом, как обманчиво и быстролетно то, что мы называем земным счастьем и как часто мы достигаем его как будто лишь для того, чтобы после сделаться более несчастными. Так зачем же нарушать законы правды и истины, чтобы уловить этот призрак счастья? Зачем такая погоня за ним без разбора путей и средств? Вместо видимого, земного не лучше ли заботиться о невидимом, небесном? Вместо тленного и временного не лучше ли укреплять в себе вечное и постоянное? Зачем рабствовать человеку и лжи: не лучше ли служить Богу и истине? Не будьте же рабами человеков.
Московские Церковные ведомости, сентябрь 1902 г.