Отчего происходит ожесточение сердца? – Оно начинается постепенно: утратой нашим духом ощущения близости к нам мира высшего, духовного, общения с Богом, притуплением вкуса духовного к религиозно-нравственным запросам и стремлениям, потерей чувствительности к впечатлениям и действиям в нас благодати Божией. Происходит же эта утрата прежде всего оттого, что человек начинает давать в своей жизни перевес плоти над духом: пища, питье, увеселения, наслаждения, выгоды, деньги, обогащение, удобства жизни, забота о себе, и только об одном себе, о своих материальных интересах, о своем самолюбии – всё это выступает на первый план, подавляет дух, который без развития, без сродной ему пищи начинает замолкать, как бы хиреть и вянуть. Дух, конечно, не может совсем умереть, не может совершенно прекратить свою деятельность. Но его деятельность становится односторонней – узкой, жесткой, плотской, или, по выражению Священного Писания, не духовной, а душевной (1 Кор. 2: 14); он обращен тогда только к земле, к земной заботе об улучшениях жизни и ее удобств, к одной только грубой материальной пользе; он становится рабом плоти, глухим и невнимательным к вопросам о Боге, о совести, о нравственном совершенстве, о Небе и загробных упованиях. Тогда истинно духовная жизнь в ее возвышенных и благородных стремлениях постепенно в нас замирает; человек обращается просто в умное животное, управляемое только себялюбием, а не нравственным законом, одной выгодой, а не голосом долга и совести; естественно, он становится черствым, жестким, неразборчивым в средствах для достижения своих себялюбивых целей; он всё более и более наклоняется к земле и, не поднимая лица к небу, не видя там сияющего солнца, голубого небосклона и ярких звезд, начинает сомневаться в самом существовании солнца. При таком настроении он теряет чутье различия доброго и злого, нравственно прекрасного и безобразного...
Страшная тоска духа охватывает иногда человека в таком состоянии. Чувство жажды духовной становится столь мучительным, что человек готов удовлетворить ее из самого мутного и грязного источника, лишь бы хоть чем-нибудь заполнить пустоту души, лишь бы отвлечься от гнетущей и принижающей среды с ее низменными заботами и интересами. <…>
Впрочем, не одно плотское направление жизни может привести разумное существо к этому ожесточению сердца: диавол совсем бесплотен, совсем свободен от житейских и земных попечений, и, однако, он является изначальным врагом Бога, яростным, совершенно ожесточенным и нераскаянным. Так же может случиться и с человеком, если он вступит на путь сатанинский, если духовную жизнь его всецело захватит и поработит какая-либо страсть, как это случилось с диаволом. Гордость, зависть и злоба сделались господствующими в сатане и обратили его в противника Богу, уготовляющего себе вечную погибель. Сеет он и доныне страшные семена этих страстей в мире среди людей, и сеет их так же, как некогда в саду Эдемском перед первозданным человеком: вкрадчиво, льстиво, убаюкивая мнимой убедительностью, потакая живущей в нас гордо-сти, обещая ложное счастье, возбуждая против Бога, охуждая Его заповеди...<…>
Где же найти спасение от него?
Вот спасение – святой Божий храм! Приходили в него некогда мытари, блудницы, закоренелые грешники и выходили из него обновленные, очищенные, спасенные. Здесь, в храме, в слове Священного Писания, в богослужении и поучении раздается перед нами глас Божий. О братие! Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших! Здесь найдете указание истинного пути жизни, предохранение от соблазнов; здесь проба и проверка всякого человеческого слова путем сличения его с зеркалом слова Божьего; здесь благодатная помощь Таинств Церкви в борьбе со страстями и естественной немощью нашей; здесь и возгревание сердца радостью и миром о Духе Святом; здесь непрестанная проповедь временного и вечного спасения.
1903 год