11
Нужно каяться пред духовником откровенно. Что стыдиться исповедовать свой грех? Неужели сделать его было менее стыдно? И если ты утаишь его от людей, то можешь ли утаить от Бога? И что утаивать грех? Ведь покаяние есть врачевство духовное. <…>

Каяться должно, далее, не извиняя себя во грехах, не оправдывая себя ни пред своим сердцем, ни пред духовником. Лета, воспитание, обстоятельства, условия – вот на что мы любим ссылаться более или менее часто, чтобы извинить свои погрешности. Не хитри, брат! Грех – твое достояние, посему признай его своим, не отказывайся от него, иначе сугуб грех чрез сие имаши. Напротив, кайся со смирением, с самоуничижением, со скорбью, с сокрушением. Тяжело нам сознавать себя грешниками, горько думать о своем печальном нравственном состоянии. Поэтому у того, кто не хочет в этом сделать усилия над собой, исповедь бывает холодная, формальная, сухая, где не участвует сердце, а говорят только уста. Можно со стороны подумать, что исповедник не о своих грехах рассказывает, а о чужих. Но как ни тяжело сознавать себя грешником и как бы ни велики были наши грехи, как бы ни глубоко было падение, не нужно ни сомневаться, ни отчаиваться. Нет греха, которого не простил бы Бог, нет великого преступления, которого не победило бы милосердие Божие. Иоанн Златоуст говорит, что нам нужно быть вполне уверенными в силе и действенности Таинства Покаяния. Ибо ангелы и архангелы не имеют такой власти, какую Господь по Своей милости даровал священникам, пастырям стада Христова: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 23).

Заслуги Христовы – бесконечной цены в очах Божиих, Жертва Христова может изгладить грехи всего мира. Нет греха, который не простится. Не простится только безбожие, неверие, ибо это хула на Духа Святого, но и этот грех хулы на Духа Святого не простится не потому, чтобы он был настолько велик, что и заслуга, и Жертва Христовы не могут склонить на прощение его милосердие Божие, но потому, что человек, хулящий Духа, не верующий во всё святое, не станет каяться, не будет исповедоваться. Но покайся он, обратись к Богу – тогда и хула на Духа станет грехом прощенным. Такова сила Таинства <…>.

Приступай к покаянию с твердым намерением отстать от тех грехов, которые более всего господствовали над тобой доселе. Трудно поручиться, конечно, и дать обещание не делать греха, но иметь доброе и твердое намерение удерживаться от греха всегда можно и должно.