Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Что такое пост?
Что такое пост?
Что такое пост? Это время, когда христианам запрещается вкушать все подряд, а разрешается есть только определенную, так называемую постную пищу. Большинство современных христиан легко смотрит на эту заповедь церковную, считают ее неважной – говорят: «Пустяки!» Но вспомним Писание: некогда Адаму и Еве было разрешено есть все и запрещено вкушать плоды только с одного дерева – вовсе легкий пост. Но вот, Ева дерзновенно протянула руку к запрещенному плоду и съела его, дала мужу – и он съел. И что получилось: от нарушения этой заповеди, по видимости легкой и незначительной, погиб весь мир, все человечество. Для спасения людей потребовалось пролитие на Кресте, до того бывшем ужасным орудием позорной казни, невинной и пречистой Крови Основателя и Совершителя нашей веры Господа Иисуса Христа... Хороши «пустяки»! <...>
Пост, как уже сказано, есть время, в которое Церковь повелевает вкушать только постную пищу. Это воздержание от пищи скоромной есть пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Однако, будучи наставленным в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы для спасения души.
В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив в лесу человека и ограбив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня – грех: среда. Чудовищное несоответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами купцов, ставивших пудовые свечи, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надругательство над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна.
Человек состоит из тела и души. Поэтому постящийся должен поститься не только телесно, но и духовно. Постящеся, братие, телесно, – увещевает нас Матерь наша Святая Церковь, – постимся и духовно, разрешим всякие несправедливые узы (союз неправды), разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои домы, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость (из стихиры 1-й Недели Великого поста; прочитать 58-ю главу книги пророка Исаии).
О необходимости духовного поста хорошо сказал один из наших отечественных проповедников: «Что в том, что мы постимся, а не исправляемся, что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя бы и самое строгое, от скоромной пищи, не принесет нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы не отстанем, не спасемся. Если от хлеба воздерживаемся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы уподобляемся только зверям. Ведь и они хлеба не едят, а едят мясо. Вот так же и мы: гневом, завистию, клеветою пожираем друг друга и братий своих. Хорошо, что ты воздерживаешься от мяса и рыбы, но при этом отстань и от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братия, от грехов наших и тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел – и Ангелам уподобимся, и со святыми получим вечную жизнь» (из древней рукописи «Измарагд»).
Мы слабы, мало заботимся о спасении души, не умеем жить по-христиански. Вот к этому нас побуждает пост – как я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост установлен, чтобы отрезвить нас, заставить одуматься, пробудиться от греховного сна: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается! – вот властный, энергичный голос Матери нашей Церкви во дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по-христиански, то научимся теперь – во святые дни поста. Если не начинали еще жить по-Божьи, то начнем хотя бы отныне: Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения (Ис. 61, 1, 2; Лк. 4, 19). Если теперь не начнем, то когда же соберемся? Неужели еще дальше будем испытывать Божие долготерпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Страшно впасть в руки Бога Живаго! – да и смерть у каждого стоит за плечами...
05.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Судебно-следственные дела как агиографический источник». Доклад был прочитан протоиереем Максимом Максимовым на Всероссийской научной конференции «Русская Церковь на изломе эпох: к 100-летию кончины святителя Тихона, патриарха Московского», которая проходила в Коломенской духовной семинарии 17-18 сентября 2024 г. Далее. 03.03.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Ночь прошла, день приблизился. 24.02.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Суд Страшный. 10.02.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 28.01.2025 Фильм проекта «Живое слово» «Мне бы жизнь за Тебя положить. Мученица Татиана Гримблит» получил награду в номинации лучший сценарий на ХXIX Международном фестивале религиозного и духовно-нравственного документального кино «Радонеж» Далее
26.12.2024 Архимандриту Дамаскину (Орловскому) – 75 лет. Поздравляем дорогого батюшку с этой знаменательной датой и желаем помощи Божией в его трудах во славу Церкви Русской и Многая и благая лета! Далее
19.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пастырь добрый.
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви. 19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.