11

                                                                                       «Танец Саломеи и мученичество Иоанна Крестителя»

Отрывки из проповеди «Несколько слов о некоторых из современных удовольствий и развлечений»

Кто дорожит своей душой и её вечным спасением, дорожит не на словах только, но и на деле, кто знает её настоящую цену, кто знает, что душа каждого из нас в очах Божиих ценнее всех сокровищ мира (Мр. VIII, 36-37), – тот будет внимателен к ней; а кто внимателен к своей душе, тот, если он только не крайне легкомыслен, не может не заметить того нравственного вреда, какой приносят танцы чистоте души и сердца каждому из танцующих, исключая разве малых детей или весьма ещё малолетних (телесно и умственно) девиц. Тот, кто говорит, что не испытывает решительно никаких нечистых движений в своём сердце от танцев (перед танцами, во время или после них), тот повторяем, или крайне легкомыслен или же лицемерит, говорит неправду. И такому мы имеем полное право сказать словами Златоуста: «разве у тебя каменное тело или деревянное? разве ты не знаешь, что солома возле огня горит»?! И как мы не искренни и не последовательны в данном случае, – это поразительно! Обнять постороннюю мне женщину, а тем более девицу во всякое другое время – это все считают неприличным, постыдным и явно обнаруживающим в совершившем нечто подобное нечистые движения; а сделать то же в танцах и затем прыгать (с женщиной) в таком положении из угла в угол по комнате под такт музыки – мы считаем почему-то невинным, и приличным, и дозволенным, и приятным! Ни то, ни другое, ни третье чистая неправда, а последнее, пожалуй, верно: да, прыгать в таком положении с женщиной действительно приятно; с этим мы можем вполне согласиться. Но позвольте вас спросить, скажите откровенно: какого рода эта приятность, из какого источника она проистекает, – из чистого или нечистого? Едва ли не из последнего. <… >

Поэтому истинный христианин, зная цену безвременных праздничных увеселений, не примет участия в них, дорожа миром своей совести, боясь оскорбить Господа своего. <…>

Неправда и то, будто танцы благотворно влияют на сближение молодых людей. Да, они влияют, только дурным образом и на дурное сближение. <…> Крайне неразумен тот юноша, который думает найти для себя добрую невесту и жену среди танцев, ибо вот что говорит Слово Божие: «добрая жена – счастливая доля: она даётся в удел боящимся Господа» (Сир.XXVI, 3). <…>

И сколько с тех пор, после св. Иоанна Крестителя, через эти «невинные» танцы жизней человеческих и душ загублено, сколько сердец разбито, как много супружества расстроено. А мы всё продолжаем считать танцы невинным развлечением, под влиянием ослепляющей нас страсти! <…>

Но мы иногда слышим от любителей весёлой жизни: «где нам до святых! нам лишь бы кое-как прожить». Но христианину «кое-как» мыслить и жить нельзя. Кто «кое-как» живёт, тот также и умрёт. А таковые едва ли могут надеяться на царство небесное после смерти: оно обещано только живущим свято, по заповедям Божиим (Евр. XII, 14). Для остальных же уготована геенна. <…>

Правда, человек не может быть в непрерывном труде: его силы нуждаются в подкреплении известным отдыхом и развлечениями, и последние поэтому дозволяются христианским учением, но они должны быть безусловно чисты, не должны расстраивать нашей духовной жизни. И такие развлечения в изобилии могут нам доставить как окружающая нас природа, так и искусство, и самая жизнь христианская: стоит только захотеть и уметь их найти.

Такое требование в отношении развлечений должно быть применяемо к людям всех возрастов и положений, в частности – к юности. Юность по самой своей природе жизнерадостна, но в этом-то возрасте нужна особая осторожность, чтобы это стремление к дозволенной радости не перешло в преступную распущенность. Поэтому юности следует твёрдо помнить наставление Премудрого: «Веселись, юноша, в юности твоей… только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Еккл. XI, 9).

Волынские епархиальные ведомости. 1901 г.