11

                                                                                                         Святой апостол Павел

Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. (1Тим. 1, 15)

Кто и кому так пишет?

Пишет апостол Павел своему ученику. Кажется, учителю можно было бы пред учеником не выдавать тайны своих грехов, не указывать на свое недостоинство. Кроме того, и нравственные свойства святого апостола Павла далеко не были такими, чтобы его можно было назвать первым из грешников. До обращения в христианство всею доброю совестью жил он пред Богом, как свидетельствуется о нем в Священном Писании (Деян. 23, 1), и если преследовал христиан, то твердо был уверен, что этим совершает дело, Богу угодное.

О жизни Павловой в апостольстве и говорить нечего: она вся состояла из трудов, самоотверженных подвигов веры и любви, доходящей до того, что апостол изъявлял готовность сам погибнуть не только для временной жизни, но и для вечной, лишь бы спасти людей проповедью веры Христовой. Древность христианская в лице святых отцов свидетельствует, что Павел трудами и подвигами выделялся из существ земных и приближался к небожителям; так велико было его нравственное достоинство, что святитель Иоанн Златоуст говорит о нем: «Хотя он был и Павел, но всё же он был человек...».

И это, однако, не одни слова, а искреннее мнение о себе Павла, когда он говорит: я – первый есть из грешников и, заметьте, не «был», говорит апостол, а «есть» теперь первый из грешников.

Таково свойство истинного достоинства. Оно, чем выше восходит, тем меньше о себе самом думает, чем высшей степени достигает, тем ниже себя считает; оно смотрит не на то, сколько им сделано, а сколько сделать еще должно; оно сравнивает себя не с дурными людьми, а с избранниками Бога и с Самим Господом Иисусом – оттого и видят такие люди свои недостатки, оттого и является у них неподдельное чувство смирения. <…>

Смирение, скромное мнение о себе, необходимое всегда, везде и во всем, необходимо и вам в трудах учения и воспитания. Сытый не думает о пище – гордый сам себе положил преграду к совершенству. Но как голодный и думает, и стремится к еде, так смиренный тянется к знаниям, ищет умственного и нравственного развития. <…>

Пример апостола Павла, великого в своем смирении, пусть удержит горделивые о себе мысли каждого из нас и обратит их к нашим недостаткам, на устранение которых пусть и направлены будут всё наше внимание и все наши усилия.

1918 год

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Взыщите Господа! М.,2022.