1 (14) июля
Священномученик
Аркадий Гаряев
Священномученик Аркадий родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринском заводе[1] Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье священника Николая Алексеевича Гаряева и его супруги Марии Ивановны. Первоначальное образование Аркадий получил в Екатеринбургском духовном училище, по окончании которого поступил в 1895 году в Пермскую духовную семинарию. Но уже в следующем году он был вынужден оставить семинарию по слабости здоровья, мешавшей ему еще в училище успешно проходить курс.
30 июня 1897 года Аркадий был назначен псаломщиком в Покровский храм в селе Покровское Екатеринбургского уезда[2], а 14 марта 1898 года переведен в Троицкий храм Каменского завода[3] Камышловского уезда, где настоятелем в то время был протоиерей Василий Победоносцев[a]. 10 апреля 1905 года псаломщик Аркадий был рукоположен во диакона к этой церкви; через год его дополнительным послушанием стало преподавание Закона Божия в земском училище в деревне Ново-Заводской.
В 1907 году диакон Аркадий был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в селе Петропавловском[4] Верхотурского уезда.
«Село Петропавловское находится <...> при слиянии двух горных рек – Ваграна (притока Сосьвы) и Колонги, – писал отец Аркадий. – Со всех сторон село это окружено горами и мало еще тронутыми хвойными лесами. В ясную погоду отсюда видны во всей своей дикой красоте высокие точки Северного Урала – Денежкин камень, Золотой, Кумба и целые гряды других.
<...> Храм в селе Петропавловском выстроен тщанием верхотурского купца и заводчика Максима Походяшина. Храм большой, каменный, двухэтажный, начат постройкою в 1767 году. Бедный <...> по причине малочисленности (около 700 душ <...>) прихода, разбросанного притом же на сотни верст, храм этот богат своей стариной. Утварь его, живопись, иконостасы пережили почти полтора столетия; особенно привлекает внимание посетителей живопись в верхнем храме, принадлежащая кисти, как говорят, какого-то в то время известного мастера. К сожалению, эта живопись малорелигиозна, а потому и странна для настоящего времени, когда уже известный образ православной церковной живописи получил свою определенную форму <...>. Иконостасы редкого в церквях стиля рококо».
Прослужив здесь два года, отец Аркадий был назначен священником походной Николаевской церкви, иначе говоря, миссионером, с содержанием от местного комитета Православного миссионерского общества, на свои средства соорудившего походный храм. 18 января 1910 года он вступил в должность и 25 января совершил первое богослужение в походном храме, установленном в часовне деревни Денежкино на реке Сосьве, по случаю праздника в честь находящейся в часовне чтимой иконы Богоматери «Утоли моя печали».
«Деревня эта, – писал он, – принадлежит к приходу церкви села Петропавловского <...>. Большая часть населения этого прихода на реке Лозьве лишь недавно считалась еще в ведении комитета, и здесь с целью православной миссии в деревнях Лаче и Митяево имелись миссионерские школы, оказавшие громадную услугу для просвещения инородческого вогульского населения, ныне уже обрусевшего и переведенного правительством на положение государственных крестьян, хотя в отдаленных деревнях этот край и сохраняет еще свой природный язык, а также, к сожалению, и многие суеверия, остатки прежнего язычества.
В день своего первого служения в походной церкви, 25 января, мною была исполнена первая треба по должности походного священника – это повенчание брака ясачного вогула[b] <...>. Со 2-го по 7 февраля предпринята была и совершена мною поездка до села Никито-Ивдельского для свидания с местным священником <...>. Эта поездка дала мне много ценных для будущего дела познаний относительно образа жизни, обычаев и нравов инородцев, а также их религиозных верований <...>. Во всех поездках и трудах сопутствовал мне псаломщик походной церкви <...>. Всего нами совершено за четыре месяца на санях, верхом, в лодках и другим образом до пешего хождения включительно 1853 версты...»
Дело миссионерства, как и следовало ожидать, оказалось весьма нелегким, и год спустя отец Аркадий писал в своем отчете комитету Православного миссионерского общества: «Подводя в этом отчете итог годовой своей деятельности по должности походного священника, я должен открыто сознаться, что в числе массы ошибок, как новичок дела, я все же кое-что успел сделать для того, чтобы на следующий год прохождения службы он был для меня менее тернист, и хочется верить, что при поддержке комитета я не остановлюсь на полпути, не опущу рук в бессилии, а, напротив, выше, смелее над головой своей понесу среди ночи невежества светильник, имя которому учение Христово...»
Через год, окончательно осознав непосильность для себя миссионерского дела, требовавшего не только ревности, но и крепкого здоровья, отец Аркадий подал прошение о переводе его на другое место и 3 октября 1912 года был назначен в Никитскую церковь в селе Никито-Ивдельском[5] Верхотурского уезда и законоучителем Никито-Ивдельского двухклассного училища. 27 февраля 1914 года он был переведен в Никольский храм в селе Боровском Камышловского уезда[6].
В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, и в стране началась Гражданская война, достигшая на Урале своего разгара и ожесточенности летом 1918 года.
14 июля 1918 года отец Аркадий совершал в храме венчание. Обводя венчающихся вокруг аналоя, он вдохновенно пел, прославляя святых мучеников: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим».
Звон церковных колоколов во время венчания привлек внимание въехавшего в село отряда красногвардейцев, и они, повернув к храму, спешились и вошли в него. Обвинив отца Аркадия в контрреволюции, красногвардейцы вывели его в ближайший овраг и велели вырыть могилу. Когда могила была готова, священнику приказали лечь в нее лицом вниз, после чего он был проколот шестью штыками. Красногвардейцы запретили хоронить священника, а тело его бросили в яму, куда сбрасывался падший скот. Отпевание замученного пастыря и погребение в склепе за алтарем Никольского храма состоялось уже после ухода красногвардейцев, 24 июля 1918 года.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 4–9
Примечания
|