Архимандрит Дамаскин (Орловский). В этой книге публикуется житие мученика Алексия Зверева – выдающегося миссионера, члена Поместного Собора 1917-1918 годов. Житие раскрывает в полноте этапы и события его жизни – от обращения из раскола до мученической кончины. Перед читателем проходят события ХІX – начала ХХ столетия, в чем-то внутренне сходные с событиями древности, когда рыбаки становились всемирными проповедниками христианства. Так и в ХХ веке сын крестьян и рабочий фабрики Алексеева-Станиславского Алексей Данилович Зверев становится проповедником православия среди раскольников. В книге даются не только подробные сведения об исповеднической жизни мученика Алексия, но и о русском расколе – с исторической и богословской позиций. Читатель также сможет получить объективное представление о расколе, а также о многих выдающихся людях недавнего прошлого, например о настоятеле Никольского монастыря в Москве архимандрите Павле (Ледневе) и других, что свидетельствует от том, что и в наше время были великие подвижники благочестия, подобные древним.  Москва : Региональный общественный фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", 2019. - 383, [1] с.: ил.
Вместо предисловия
При написании жития мученика Алексия Зверева можно было бы ограничиться описанием его жизни, присоединения к Рус­ской Православной Церкви, миссионерской деятельности, работы в составе Поместного Собора и мученической кончины. Однако было бы неразумно писать о нем и не писать, в какой религиозной обстановке он воспитывался и жил и что стало самым важным в его жизни и для него самого – о миссионерской, полной трудов и подвигов проповеди среди раскольников. Придя к Истине через слово Божие, он не мог не думать и не говорить о том, чем жил сам, – о Христе. Как не могли не го­ворить о воскресшем Христе апостолы, хотя бы окружающие и принуждали их замолчать, так не могли не говорить об основанной Христом Церкви, проповедуя о ней раскольникам, выдающиеся миссионеры того времени, к которым принадлежал и Алексей Данилович Зверев. Говоря о расколе и о миссии сре­ди раскольников, невозможно не говорить об архимандрите Павле (Ледневе), настоятеле Никольского единоверческого монастыря в Москве, – великом христианском подвижнике и самом значительном тогда в России миссионере, о котором справедливо будет сказать, что это был человек святой жизни, предпринявший ради спасения душ тысяч людей и их просвещения великие труды и под­виги, которые человеку обычно понести невозможно, если бы не благодать Божия, которая столь явственно помогала ему в его делании. Читая житие мученика Алексия, мож­но ознакомиться со взглядами и весьма ценными советами архимандрита Павла, которые он считал важным до­вести до сведения священноначалия Русской Церкви; они касались, в частности, устроения образовательных духовных учреждений, из которых выходили тогда по большей части люди теплохладные, а часто и неверующие, ставшие впоследствии открытыми врагами Церкви.
Что знает современный человек о старообрядческом расколе? Какое мнение он имеет о тех стародавних событиях и какую оценку дает им? Обычно это явление воль­но или невольно рассматривается с точки зрения исклю­чительно общественно-политической. Русский человек, не выступая против власти с использованием методов насилия, в течение последних столетий всегда был оппозиционен власти, для чего есть свои глубокие причи­ны, о которых здесь неуместно говорить, и потому почти любое предложение власти он воспринимает критически, ставя под сомнение ее добросовестность. Предполагается, что старообрядцы были консерваторами, а сторонники исправления богослужебных книг реформаторами и но­ваторами, причем не рассматривается, какую цель преследовали последние и могли ли они вообще поступить иначе. Естественно, что симпатии в обществе, не знакомом с содержанием вопроса, отдаются консерваторам.
Русский раскол – это огромное явление в истории России, показавшее значительный потенциал верующего русского народа, большую и еще не растраченнуютогда его психологическую и духовную силу, возможность упорного поиска истины. Это явление масштабное, осо­бенно если учесть, что только в ХІХ столетии в нем при­нимали участие несколько миллионов человек. Сила веры, сила упорства и упрямства многих из них была по современным меркам поистине титанической. Весьма печаль­но, что эта сила была использована впустую, оказалась бесполезна и для этих людей, и для народа. Современно­му человеку очень поучительно будет увидеть, как ценили в то время люди истину, придя к ней из раскола, как ценили то, что было выстрадано и получено через скор­би, и прежде всего скорби внутренние. Мы увидим, что еще до наступления политических гонений на Церковь ревностные христиане, такие как мученик Алексий Зверев, уже были жестоко гонимы от собратий-раскольников. Люди подвижнического, апостольского склада души по преимуществу не предают Христа: их вера вышла не из книг, которые до некоторой степени могут чему-то на­учить, но недостаточны, чтобы заменить собой жизнь и личный опыт, стать тем фундаментом, который невоз­можно разрушить никакой внешней силой даже и при значительной исторической буре, как о том говорит Сам Господь в притче о доме, основанном на камне. Миссионеры, подобные мученику Алексию, были закалены гонениями, которые им пришлось претерпеть от собратий и сродников, как в древности апостолы претерпели их от своих единоплеменников.
Раскол, его появление, а также действия расколо­учителей представляют собой особое явление. Иные действия раскольников, знай мы о них поподробней и побли­же к действительности, ужаснули бы нас. С какой иногда страстью, гневом и злобой расколоучители обрушивались на своих идейных оппонентов, какими недостойными приемами они иногда пользовались, ведя дискуссии с теми, кого они считали своими идейными противника­ми. Одной из трагичных и существенно важных сторон русского раскола была та, что, отстаивая свою правоту любыми средствами, пускаясь в богословские рассуждения, раскольники начинали искажать евангельскую ис­тину, искажать слово Божие, приходя к ложному воззрению на Божие откровение и зачастую исповедуя уже то, что называется ересью. А высказав такие суждения, они уже были не способны отказаться от них, потому что они были высказаны именно ими, и старались и далее оправ­дывать свои неправые суждения, формируя в конце концов некое новое религиозно-богословское вероучение, вокруг которого собирались их сторонники – какое-либо новое раскольническое, как тогда называли, согласие. Эти «согласия», враждуя друг с другом, все менее становились связанными с Евангелием и с учением Церкви, со святоотеческой традицией, которая начинала подменяться апо­крифическими текстами.
Знакомясь с житием мученика Алексия, читатель увидит, как развивается раскол, как он раскалывается на различные группы. Причем процесс этот закономерен, так как в основе раскола лежат человеческие суждения, а не Божественное откровение. Думаю, что в житии му­ченика Алексия тема раскола раскрыта достаточно, что­бы читатель смог себе уяснить суть этого трагического явления.