|
![](/userfiles/article/266/full_1559208892.jpg) Архимандрит Дамаскин (Орловский). В этой книге публикуется житие мученика Алексия Зверева – выдающегося миссионера, члена Поместного Собора 1917-1918 годов. Житие раскрывает в полноте этапы и события его жизни – от обращения из раскола до мученической кончины. Перед читателем проходят события ХІX – начала ХХ столетия, в чем-то внутренне сходные с событиями древности, когда рыбаки становились всемирными проповедниками христианства. Так и в ХХ веке сын крестьян и рабочий фабрики Алексеева-Станиславского Алексей Данилович Зверев становится проповедником православия среди раскольников. В книге даются не только подробные сведения об исповеднической жизни мученика Алексия, но и о русском расколе – с исторической и богословской позиций. Читатель также сможет получить объективное представление о расколе, а также о многих выдающихся людях недавнего прошлого, например о настоятеле Никольского монастыря в Москве архимандрите Павле (Ледневе) и других, что свидетельствует от том, что и в наше время были великие подвижники благочестия, подобные древним. Москва : Региональный общественный фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", 2019. - 383, [1] с.: ил.
Вместо предисловия
При написании жития мученика Алексия Зверева можно было бы ограничиться описанием его жизни, присоединения к Русской Православной Церкви, миссионерской деятельности, работы в составе Поместного Собора и мученической кончины. Однако было бы неразумно писать о нем и не писать, в какой религиозной обстановке он воспитывался и жил и что стало самым важным в его жизни и для него самого – о миссионерской, полной трудов и подвигов проповеди среди раскольников. Придя к Истине через слово Божие, он не мог не думать и не говорить о том, чем жил сам, – о Христе. Как не могли не говорить о воскресшем Христе апостолы, хотя бы окружающие и принуждали их замолчать, так не могли не говорить об основанной Христом Церкви, проповедуя о ней раскольникам, выдающиеся миссионеры того времени, к которым принадлежал и Алексей Данилович Зверев. Говоря о расколе и о миссии среди раскольников, невозможно не говорить об архимандрите Павле (Ледневе), настоятеле Никольского единоверческого монастыря в Москве, – великом христианском подвижнике и самом значительном тогда в России миссионере, о котором справедливо будет сказать, что это был человек святой жизни, предпринявший ради спасения душ тысяч людей и их просвещения великие труды и подвиги, которые человеку обычно понести невозможно, если бы не благодать Божия, которая столь явственно помогала ему в его делании. Читая житие мученика Алексия, можно ознакомиться со взглядами и весьма ценными советами архимандрита Павла, которые он считал важным довести до сведения священноначалия Русской Церкви; они касались, в частности, устроения образовательных духовных учреждений, из которых выходили тогда по большей части люди теплохладные, а часто и неверующие, ставшие впоследствии открытыми врагами Церкви.
Что знает современный человек о старообрядческом расколе? Какое мнение он имеет о тех стародавних событиях и какую оценку дает им? Обычно это явление вольно или невольно рассматривается с точки зрения исключительно общественно-политической. Русский человек, не выступая против власти с использованием методов насилия, в течение последних столетий всегда был оппозиционен власти, для чего есть свои глубокие причины, о которых здесь неуместно говорить, и потому почти любое предложение власти он воспринимает критически, ставя под сомнение ее добросовестность. Предполагается, что старообрядцы были консерваторами, а сторонники исправления богослужебных книг реформаторами и новаторами, причем не рассматривается, какую цель преследовали последние и могли ли они вообще поступить иначе. Естественно, что симпатии в обществе, не знакомом с содержанием вопроса, отдаются консерваторам.
Русский раскол – это огромное явление в истории России, показавшее значительный потенциал верующего русского народа, большую и еще не растраченнуютогда его психологическую и духовную силу, возможность упорного поиска истины. Это явление масштабное, особенно если учесть, что только в ХІХ столетии в нем принимали участие несколько миллионов человек. Сила веры, сила упорства и упрямства многих из них была по современным меркам поистине титанической. Весьма печально, что эта сила была использована впустую, оказалась бесполезна и для этих людей, и для народа. Современному человеку очень поучительно будет увидеть, как ценили в то время люди истину, придя к ней из раскола, как ценили то, что было выстрадано и получено через скорби, и прежде всего скорби внутренние. Мы увидим, что еще до наступления политических гонений на Церковь ревностные христиане, такие как мученик Алексий Зверев, уже были жестоко гонимы от собратий-раскольников. Люди подвижнического, апостольского склада души по преимуществу не предают Христа: их вера вышла не из книг, которые до некоторой степени могут чему-то научить, но недостаточны, чтобы заменить собой жизнь и личный опыт, стать тем фундаментом, который невозможно разрушить никакой внешней силой даже и при значительной исторической буре, как о том говорит Сам Господь в притче о доме, основанном на камне. Миссионеры, подобные мученику Алексию, были закалены гонениями, которые им пришлось претерпеть от собратий и сродников, как в древности апостолы претерпели их от своих единоплеменников.
Раскол, его появление, а также действия расколоучителей представляют собой особое явление. Иные действия раскольников, знай мы о них поподробней и поближе к действительности, ужаснули бы нас. С какой иногда страстью, гневом и злобой расколоучители обрушивались на своих идейных оппонентов, какими недостойными приемами они иногда пользовались, ведя дискуссии с теми, кого они считали своими идейными противниками. Одной из трагичных и существенно важных сторон русского раскола была та, что, отстаивая свою правоту любыми средствами, пускаясь в богословские рассуждения, раскольники начинали искажать евангельскую истину, искажать слово Божие, приходя к ложному воззрению на Божие откровение и зачастую исповедуя уже то, что называется ересью. А высказав такие суждения, они уже были не способны отказаться от них, потому что они были высказаны именно ими, и старались и далее оправдывать свои неправые суждения, формируя в конце концов некое новое религиозно-богословское вероучение, вокруг которого собирались их сторонники – какое-либо новое раскольническое, как тогда называли, согласие. Эти «согласия», враждуя друг с другом, все менее становились связанными с Евангелием и с учением Церкви, со святоотеческой традицией, которая начинала подменяться апокрифическими текстами.
Знакомясь с житием мученика Алексия, читатель увидит, как развивается раскол, как он раскалывается на различные группы. Причем процесс этот закономерен, так как в основе раскола лежат человеческие суждения, а не Божественное откровение. Думаю, что в житии мученика Алексия тема раскола раскрыта достаточно, чтобы читатель смог себе уяснить суть этого трагического явления.
|
16.07.2024 Мученик Николай Варжанский. О молитвах за умерших. 14.07.2024 Священномученик Фаддей (Успенский). Дыхание жизни Божественной.
10.07.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Лучше быть мучеником, чем совершить грех.
23.06.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Коленопреклоненные молитвы.
03.06.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Меня нашли не искавшие Меня.
27.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.
23.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Подвиг мучеников в следовании за Христом.
20.05.2024 Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. И надежда их оправдалась. 15.05.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Дружная семья.
06.05.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Второй день Святой Пасхи.
05.05.2024 Священномученик Николай Гаварин. Наилучший день из всех дней. 30.04.2024 Священномученик Сергий Увицкий. Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории.
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
14.04.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Лествица духовного восхождения.
10.04.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Настоящее достоинство.
06.04.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) и протоиерей Максим Максимов в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». «Значение сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской».
31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа.
23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия.
16.03.2024 В рамках реализации проекта "Живое слово" по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству".
11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение.
06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru.
05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа.
27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.
05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
25.01.2024 Вышла в свет книга трудов священноисповедника Николая Лебедева «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру...», включающая в себя житие, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским). 14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова).
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского . Далее
14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...»
10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться.
08.12.2023 Священномученик Илия Громогласов. Даже Бог не может спасти нас без нас.
29.11.2023 Восемь дней в солдатской теплушке.
27.11.2023 Лучший подарок – редкие книги для библиотек и общественников.
17.11.2023 Священномученик Неофит Любимов. Долг существа разумного.
16.11.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. О Божественной литургии. 31.10.2023 День памяти жертв политических репрессий.
27.10.2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого.
14.10.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы и в день рождения священноисповедника Романа Медведя.
13.10.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Под Твою милость прибегаем. 07.10.2023 Епископ Вениамин (Воскресенский). О церковном пении. 03.10.2023 Священномученик Константин Твердислов. Жить надо бодро и мужественно.
27.09.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Никогда не истощающаяся сила.
24.09.2023 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Программа жизни.
12.09.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Беседа в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя.
07.09.2023 Опубликован Библиографический указатель печатных трудов архимандрита Дамаскина (Орловского), доктора исторических наук, научного руководителя Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви".
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.
20.08.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Не теряйте надежды на спасение.
|