|
 Архимандрит Дамаскин (Орловский). В этой книге публикуется житие мученика Алексия Зверева – выдающегося миссионера, члена Поместного Собора 1917-1918 годов. Житие раскрывает в полноте этапы и события его жизни – от обращения из раскола до мученической кончины. Перед читателем проходят события ХІX – начала ХХ столетия, в чем-то внутренне сходные с событиями древности, когда рыбаки становились всемирными проповедниками христианства. Так и в ХХ веке сын крестьян и рабочий фабрики Алексеева-Станиславского Алексей Данилович Зверев становится проповедником православия среди раскольников. В книге даются не только подробные сведения об исповеднической жизни мученика Алексия, но и о русском расколе – с исторической и богословской позиций. Читатель также сможет получить объективное представление о расколе, а также о многих выдающихся людях недавнего прошлого, например о настоятеле Никольского монастыря в Москве архимандрите Павле (Ледневе) и других, что свидетельствует от том, что и в наше время были великие подвижники благочестия, подобные древним. Москва : Региональный общественный фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", 2019. - 383, [1] с.: ил.
Вместо предисловия
При написании жития мученика Алексия Зверева можно было бы ограничиться описанием его жизни, присоединения к Русской Православной Церкви, миссионерской деятельности, работы в составе Поместного Собора и мученической кончины. Однако было бы неразумно писать о нем и не писать, в какой религиозной обстановке он воспитывался и жил и что стало самым важным в его жизни и для него самого – о миссионерской, полной трудов и подвигов проповеди среди раскольников. Придя к Истине через слово Божие, он не мог не думать и не говорить о том, чем жил сам, – о Христе. Как не могли не говорить о воскресшем Христе апостолы, хотя бы окружающие и принуждали их замолчать, так не могли не говорить об основанной Христом Церкви, проповедуя о ней раскольникам, выдающиеся миссионеры того времени, к которым принадлежал и Алексей Данилович Зверев. Говоря о расколе и о миссии среди раскольников, невозможно не говорить об архимандрите Павле (Ледневе), настоятеле Никольского единоверческого монастыря в Москве, – великом христианском подвижнике и самом значительном тогда в России миссионере, о котором справедливо будет сказать, что это был человек святой жизни, предпринявший ради спасения душ тысяч людей и их просвещения великие труды и подвиги, которые человеку обычно понести невозможно, если бы не благодать Божия, которая столь явственно помогала ему в его делании. Читая житие мученика Алексия, можно ознакомиться со взглядами и весьма ценными советами архимандрита Павла, которые он считал важным довести до сведения священноначалия Русской Церкви; они касались, в частности, устроения образовательных духовных учреждений, из которых выходили тогда по большей части люди теплохладные, а часто и неверующие, ставшие впоследствии открытыми врагами Церкви.
Что знает современный человек о старообрядческом расколе? Какое мнение он имеет о тех стародавних событиях и какую оценку дает им? Обычно это явление вольно или невольно рассматривается с точки зрения исключительно общественно-политической. Русский человек, не выступая против власти с использованием методов насилия, в течение последних столетий всегда был оппозиционен власти, для чего есть свои глубокие причины, о которых здесь неуместно говорить, и потому почти любое предложение власти он воспринимает критически, ставя под сомнение ее добросовестность. Предполагается, что старообрядцы были консерваторами, а сторонники исправления богослужебных книг реформаторами и новаторами, причем не рассматривается, какую цель преследовали последние и могли ли они вообще поступить иначе. Естественно, что симпатии в обществе, не знакомом с содержанием вопроса, отдаются консерваторам.
Русский раскол – это огромное явление в истории России, показавшее значительный потенциал верующего русского народа, большую и еще не растраченнуютогда его психологическую и духовную силу, возможность упорного поиска истины. Это явление масштабное, особенно если учесть, что только в ХІХ столетии в нем принимали участие несколько миллионов человек. Сила веры, сила упорства и упрямства многих из них была по современным меркам поистине титанической. Весьма печально, что эта сила была использована впустую, оказалась бесполезна и для этих людей, и для народа. Современному человеку очень поучительно будет увидеть, как ценили в то время люди истину, придя к ней из раскола, как ценили то, что было выстрадано и получено через скорби, и прежде всего скорби внутренние. Мы увидим, что еще до наступления политических гонений на Церковь ревностные христиане, такие как мученик Алексий Зверев, уже были жестоко гонимы от собратий-раскольников. Люди подвижнического, апостольского склада души по преимуществу не предают Христа: их вера вышла не из книг, которые до некоторой степени могут чему-то научить, но недостаточны, чтобы заменить собой жизнь и личный опыт, стать тем фундаментом, который невозможно разрушить никакой внешней силой даже и при значительной исторической буре, как о том говорит Сам Господь в притче о доме, основанном на камне. Миссионеры, подобные мученику Алексию, были закалены гонениями, которые им пришлось претерпеть от собратий и сродников, как в древности апостолы претерпели их от своих единоплеменников.
Раскол, его появление, а также действия расколоучителей представляют собой особое явление. Иные действия раскольников, знай мы о них поподробней и поближе к действительности, ужаснули бы нас. С какой иногда страстью, гневом и злобой расколоучители обрушивались на своих идейных оппонентов, какими недостойными приемами они иногда пользовались, ведя дискуссии с теми, кого они считали своими идейными противниками. Одной из трагичных и существенно важных сторон русского раскола была та, что, отстаивая свою правоту любыми средствами, пускаясь в богословские рассуждения, раскольники начинали искажать евангельскую истину, искажать слово Божие, приходя к ложному воззрению на Божие откровение и зачастую исповедуя уже то, что называется ересью. А высказав такие суждения, они уже были не способны отказаться от них, потому что они были высказаны именно ими, и старались и далее оправдывать свои неправые суждения, формируя в конце концов некое новое религиозно-богословское вероучение, вокруг которого собирались их сторонники – какое-либо новое раскольническое, как тогда называли, согласие. Эти «согласия», враждуя друг с другом, все менее становились связанными с Евангелием и с учением Церкви, со святоотеческой традицией, которая начинала подменяться апокрифическими текстами.
Знакомясь с житием мученика Алексия, читатель увидит, как развивается раскол, как он раскалывается на различные группы. Причем процесс этот закономерен, так как в основе раскола лежат человеческие суждения, а не Божественное откровение. Думаю, что в житии мученика Алексия тема раскола раскрыта достаточно, чтобы читатель смог себе уяснить суть этого трагического явления.
|
15.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Дело Патриарха Тихона.
05.03.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Судебно-следственные дела как агиографический источник». Доклад был прочитан протоиереем Максимом Максимовым на Всероссийской научной конференции «Русская Церковь на изломе эпох: к 100-летию кончины святителя Тихона, патриарха Московского», которая проходила в Коломенской духовной семинарии 17-18 сентября 2024 г. Далее. 03.03.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Ночь прошла, день приблизился. 24.02.2025 Священномученик Иоанн Восторгов. Суд Страшный. 10.02.2025 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
28.01.2025 Фильм проекта «Живое слово» «Мне бы жизнь за Тебя положить. Мученица Татиана Гримблит» получил награду в номинации лучший сценарий на ХXIX Международном фестивале религиозного и духовно-нравственного документального кино «Радонеж» Далее
25.01.2025 Мученица Татиана Гримблит. Ангелу Хранителю.
06.01.2025 Священномученик Дамаскин (Цедрик). Ничто не в силах задержать движение Корабля Церкви. 31.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. О смысле жизни. 27.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Работая Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом.
26.12.2024 Архимандриту Дамаскину (Орловскому) – 75 лет.
Поздравляем дорогого батюшку с этой знаменательной датой и желаем помощи Божией в его трудах во славу Церкви Русской и Многая и благая лета! Далее
19.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пастырь добрый.
14.12.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Духовная раздвоенность.
02.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Обогащение для «себя», а «не в Бога» (Лк. 12: 21), обычно наблюдающееся в жизни людей, и средства для обогащения «в Бога».
21.11.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Помощь Ангелов.
18.11.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. «Не бойся, только веруй!».
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
01.11.2024 Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Современные ожидания золотого века на земле. 01.11.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» получил второй приз Десятого кинофестиваля «Святой Владимир» - 2024 в номинации документальных полнометражных фильмов.
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви.
19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
10.10.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Ревность о христианской вере.
01.10.2024 Выставка «Живое слово» в Бутове.
27.09.2024 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. О Божьем Промысле.
22.09.2024 "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". Документальный фильм. 18.09.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): «Фильмы о святых должны быть основаны на их слове, раскрывающем внутренний мир». XXI кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел».
17.09.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» вошел в конкурсную программу по номинации полнометражных документальных фильмов Х Фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир».
13.09.2024 10 сентября в Музее истории ГУЛАГа состоялась премьера фильма "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". 13.09.2024 "Я УХОЖУ В ВЕЧНОСТЬ…"Фильм о мученике Николае Варжанском .
12.09.2024 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят | трейлер .
04.09.2004 3 сентября в Вознесенском соборе города Твери, где покоятся мощи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, состоялся показ фильма «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
26.08.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Праведная собственность.
10.08.2024 Cвященномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Остались лишь стены одни.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
29.07.2024 Священномученик Димитрий Павский. Образованный слепец. 16.07.2024 Мученик Николай Варжанский. О молитвах за умерших. 14.07.2024 Священномученик Фаддей (Успенский). Дыхание жизни Божественной.
10.07.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Лучше быть мучеником, чем совершить грех.
23.06.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Коленопреклоненные молитвы.
03.06.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Меня нашли не искавшие Меня.
27.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.
23.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Подвиг мучеников в следовании за Христом.
20.05.2024 Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. И надежда их оправдалась.
06.04.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) и протоиерей Максим Максимов в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». «Значение сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской».
06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru.
|