Ноября 28 (11 декабря)  

Мученица 
Параскева Федорова  
 
Параскева Ивановна Федорова родилась в Москве в 1882 году в семье рабочего.  Из-за бедности семьи с 12 лет Параскеве пришлось работать. В 1930‑х гг. она работала няней в детском отделении Сокольнической больницы. Как человек глубоко верующий Параскева посещала московские храмы, принимала у себя дома священников, многие из которых преследовались советской властью, монахинь, приезжавших из закрытых монастырей России, и странников. В 1935 г. в квартире Параскевы остановилась некая женщина, которой Параскева пожаловалась, что семья ее сына разрушилась, сын разошелся с женой. Та посоветовала ей съездить в г. Загорск (Сергиев Посад) к живущему в затворе игумену Ипполиту (Яковлеву), который слывет прозорливым старцем и молитвенником, и сопроводила Параскеву. После чего Параскева несколько раз посетила старца. 
Одна из прихожанок храма в Перове шла мимо храма и увидела на паперти свою знакомую, а рядом с ней молодую девушку, которой, как потом выяснилось, было в то время восемнадцать лет, а с пятнадцати лет она уже служила агентом НКВД. Девушка рассказала, что ее зовут Нина Юдина и что будто она является дочерью протоиерея, служившего в Храме Христа Спасителя, и была в ссылке вместе с отцом, а теперь ей негде жить. Сердобольная прихожанка приютила девушку у себя. Она прожила у женщины полтора месяца, рассказывая о себе всякие небылицы, будто в ссылке ее собирались расстрелять, но пули ее не задели и ее отпустили. Живя у женщины, Юдина познакомилась с некой послушницей, хорошо знавшей игумена Ипполита, и та повезла ее к нему на исповедь. Юдина сообщила в НКВД, как они приехали в г. Загорск и пришли в дом, где жил о. Ипполит. Их провели в комнату, которую занимал хозяин дома – староста Петропавловского храма. Здесь их встретил игумен Никодим (Монин), из к тому времени закрытой Троице-Сергиевой лавры, благословил, а затем по внутренней лестнице провел в келью о. Ипполита, находившуюся в подвальном помещении. 
Юдина некоторое время прожила здесь, помогая по хозяйству. Одновременно она информировала НКВД о жителях дома и обо всех приходящих к старцу. Среди других она назвала имя Параскевы. Все это было сообщено в НКВД в 1936 г., но в тот момент не привело к аресту – сотрудники НКВД продолжали собирать сведения и наблюдать за монашеской общиной в г. Загорске; через год все эти сведения были извлечены и были арестованы все те, о ком шла речь в донесениях.  
28 сентября 1937 г. Параскева была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. Во время обыска у нее было изъято 7 церковных книг и 23 бумажные иконы, которые были сожжены сотрудниками НКВД как церковная литература. 
«Признаете ли вы себя виновной в том, что состояли в монархической церковной организации, предоставляли свою квартиру для ночлега монашкам, нелегально проживающим в Москве, и в том, что организовывали посылки... монашкам?», – спросил Параскеву следователь. 
«Да, я признаю, что у себя на квартире принимала монашек, предоставляла им свою квартиру для ночлега, посылала посылки монашкам, но ни в какой церковной контрреволюционной организации я не состояла», – ответила Параскева.  
29 ноября 1937 г. тройка УНКВД СССР по Московской обл. приговорила Параскеву к 8 годам заключения в ИТЛ. Она скончалась в Сиблаге 11 декабря 1938 г. и была погребена в безвестной могиле. 
Имя Параскевы включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода от 26 декабря 2006 г.  
 
 
Архимандрит Дамаскин (Орловский)