Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа, кандидат богословия. Мурманская епархия РПЦ, Терский берег.
Доклад, прочитанный 11 июня 2010 г. на второй научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого» в 32-м Центральном военно-морском клиническом госпитале.

«Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), доктор медицинских наук, профессор хирургии. Лауреат» – такова надпись намогильной плиты этого уникального человека, святого исповедника и выдающегося ученого. По преданию, текст эпитафии святитель Лука составил сам лично, настаивая на том, что никогда не разделял в своей судьбе этих двух служений – духовного и врачебного, однако всегда на первое место ставил служение Богу.

 

В этой мужественной нераздельности и состояла самая суть тяжелейшей борьбы, которую вел Святитель с богоборческим режимом. «Вы, профессор, бросьте эту священную дурь и занимайтесь медициной, – так неоднократно пытались соблазнить Владыку гонители веры, – а мы тогда похлопочем за Вас, чтобы досрочно закончить ссылку и поехать Вам куда пожелаете»[1]. Именно поэтому, наставляя на будущее тех, кто соберется описывать его жизнь, святитель Лука подчеркивал, что ни в коем случае не должно отделять облик «архиепископа Луки» от лица «хирурга Войно-Ясенецкого». Осознание удивительной плодотворности этого синтеза и уникальности жизненного пути святого Луки, заставляют в глубоком почтении склонять головы и врачей и духовенство.  

  

В своем известном сочинении «Дух, душа, тело», написанном в безбожные сороковые годы XX века Святитель решительно противостоит утверждениям о непримиримом противоречии науки и религии. Своими глубокими богословскими размышлениями о проблемах христианской антропологии, святитель Лука утверждает православное понимание природы человека. «Все, что происходит в теле, все физиологические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над телом»[2]. 

  

Рассматривая трехсоставность человеческого существа, оценивая взаимоотношение духа, души и тела, автор делает принципиальный вывод об уникальности этого феномена. Осознание этого факта, в свою очередь, ставит перед врачом задачу комплексного подхода к проблеме болезни человека и его лечения. «Приступая к операции, – указывает профессор, – надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется ''случаем''».

 

Святитель подчеркивает уникальность человека как «штучного» творения Божьего, созданного по особому замыслу, «по образу Божьему и по подобию». «Все в мире имеет дары Духа Божия, – пишет владыка Лука, – природа имеет Дар бытия, все живое – еще и Дар жизни, но лишь человек, – подчеркивает Святитель, – имеет Дар Богоподобия»[3] 

  

Особо интересной представляется концепция Владыки о человеческом сердце, как важнейшем органе чувств и месте сосредоточения религиозных переживаний и молитвенных усилий. Святитель дает обоснование известной способности верующего человека сердечным образом познавать мир и постигать жизнь, чувствуя и пропуская ее через свое сердце: «Каково сердце наше, такова и деятельность наша»[4]. Утрата этой способности многими нынешними людьми, нарушение гармонии в человеческом существе, и как следствие фундаментальное нездоровье, есть результат целенаправленной, разрушительной работы профессиональных борцов с верой. «Не в этом ли кризис современного образованного человека, что у него ум с сердцем не в ладу? – задает справедливый вопрос Святитель, – Не эта ли доминирующая над всем «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ?». И далее – «Если станете читать книги ученых, которые мнят отвергнуть религию, будете поражены крайней поверхностностью их суждений, скудостью их мировосприятия». 

 

В своих трудах Святитель дает нам пример плодотворного синтеза христианской антропологии с медицинской наукой. Нет сомнения, что христианство имеет свой взгляд на человека, на его здоровье и болезни, а, следовательно, и свою целительскую практику. Главная особенность христианской традиции состоит в том, что болезнь переживается и осмысливается как изначальная данность в антропологической характеристике человека наступившая после его грехопадения. Другими словами, можно утверждать, что человек и больной – синонимы[5]. Исходя из этого, Церковь Христова, водимая Великим «Врачем душ и телес», ставит себе цель глубокого, фундаментального врачевания поврежденной болезнью человеческой природы. 

 

В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много, чрезвычайно основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. Их анализ раскрывает нам взгляд святителя Луки на человеческую природу, физическое и духовное здоровье, роль и место болезней и страданий в жизни людей.

 

Глубокое повреждение человеческой природы, вызвавшее болезнь самого существа человека явилось следствием трагедии произошедшей во времена Ветхозаветные, что достаточно подробно изложено в Книге Бытия. Ущербно распорядившись дарованной от Бога свободой, люди создали невиданный прецедент согласия воли человеческой с волей падших ангелов. Сотворение человека существом свободным предполагало эту возможность отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и здоровья в пользу болезней. Реализация желаний участников упомянутого сговора в соответствии с их свободным волеизъявлением, повлекла неумолимые последствия и ныне живущие в современном человечестве.

 

«Дух Божий», «Дух жизни», которым пренебрегли наши праотцы, отныне отходил от людей и заменялся прямым воздействием иного духа, которому они поверили – властью «духа нечистого» (Мк. 5,8).

 

Наступила эпоха идолопоклонства или язычества. Люди вместо Творца стали поклоняться и служить тварям, так называемым, «богам» (падшим ангелам или бесам). «И омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, …и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,22-25)

 

По неизбывной любви Божьей к человеку, эта страшная власть тьмы все же была опосредованно ограничена, и не стала абсолютной. С одной стороны налицо страшная потеря, катастрофа в человеческой природе – изначальное, «светлое», «славное» тело человека, это совершенное и уникальное по своим свойствам творение Божье было утрачено. С другой стороны вследствие наступивших перемен, человек облекался в новое, более плотное, «дебелое» тело, весьма точно охарактеризованное в Писании, как «кожаные одежды», «ризы кожаные». Эти «ризы», дарованные как проявление милосердия и заботы Отца о своих неразумных чадах, стали, серьезной преградой для полной тирании над людьми со стороны Сатаны и его воинства. Это новое тело служило людям, по сути, «скафандром», в котором человек направлялся в новую, духовно «агрессивную среду».

 

В тоже время «ризы» эти закрепляли наступившее отныне препятствие человеку в прямом общении с Богом, видении Его, которое существовало в Эдеме до грехопадения. Теперь «мы ходим верою, а не видением», – замечает апостол, и отныне, по его словам, – «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор.5,7).  

  

Предательство людьми Духа Божьего, как источника жизни и союз с духами нечистыми, паразитирующими на человеческой природе, радикальным образом воздействовали на душу человека и истощали жизненные силы людей: «Сердца их служили жилищем бесов»[6]. Предупреждение, данное Творцом о неотвратимости наказания за нарушение людьми Божьей заповеди: «от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17), реализовались в полной мере – человек начал познавать неумолимую силу смерти. Эта разрушающая человеческое существо сила обнаружилась в неизбежном старении и болезнях. «В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, – сокрушается апостол, – Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,23).

 

Новый человек, поврежденный грехом, стал существом болеющим, чадом страданий и скорбей: «находясь в этой хижине, мы воздыхаем под бременем» (2Кор.5,4). Дарвинистская, богоборческая наука вежливо назовет это несчастное существо Homo sapiens (человек разумный), хотя подлинная суть его иная – Homo noxiosus (человек грешный).

 

В течение всей человеческой истории и вплоть до прихода в мир Спасителя отношение самих людей к проблеме здоровья и болезней оставалось неизменным, и определялось все той же договоренностью, которой достигли наши прародители в ходе Эдемского грехопадения.

 

В те языческие времена существовало твердое убеждение, что болезни посылаются демонами (падшими ангелами) или, по другому, более возвышенно, «богами» за нарушение вышеупомянутых «эдемских» договоренностей и правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было лишь умилостивив демонов жертвоприношениями, или же с помощью иных магических приемов. И, действительно, оккультный опыт древности ясно свидетельствует о «реальности» этой помощи, бесспорной силе «богов» и их власти над людскими немощами и болезнями. В полной мере эти, казалось бы, очевидные, исцеления демонстрируют нам и современные экстрасенсы, целители, парапсихологи и иные служители сил князя тьмы, соработники все тех же «богов» древности.

 

Оценивая с христианской точки зрения подобные «чудеса», необходимо всегда помнить, что все эти, привлекаемые с помощью магических приемов силы тьмы, по своей природе абсолютно злы. То есть, являясь творением в свое время проклятым Богом, они не способны делать добро по определению. Таковы законы жизни в мире падших ангелов и нарушение их не возможно, ибо контролируется всей бесовской иерархией и зиждется на страхе жестоких наказаний.

 

Обладая, хотя и падшей, но все же ангельской природой, эти твари имеют весьма немалые способности и, обладая определенным багажом тайных знаний, способны, в частности, совершать «чудеса» исцелений. Но при этом, они навсегда связаны неумолимым законом Божьего проклятия произнесенного над ними: «и сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты» (Быт. 3,14). Потому, все творимое служителями князя тьмы, будет ограничено непременным условием: то видимое благо или добро, которое, казалось бы, несет в себе исцеление человека от болезни, освобождение его от страданий, должно неукоснительно компенсироваться превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем. Расплата человеку за общение с силами тьмы и его упование на тварь вместо Творца, наступит непременно, в виде еще более тяжкой болезни, или же трагических жизненных обстоятельств.  

  

В таких условиях и по таким законам совершалась древняя история человечества времен великих магических цивилизаций. Ситуация принципиально изменилась две тысячи лет назад, с приходом в мир долгожданного Спасителя. Безусловная власть князя тьмы и его «легионов» была низложена. «Для сего - то и явился Сын Божий, – подчеркивает апостол, – чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3,8). При этом важно подчеркнуть, – был изменен статус эдемского договора. Отныне он терял свою абсолютную силу. Господь призвал людей «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света». Этим путем Света пошли христиане, люди, уверовавшие во Христа Спасителя, и желавшие освободится от власти сатаны и разрушительной силы греха. Это был личный выбор каждого человека. Выбор свободы от рабства смерти и возвращение к Богу, как источнику Вечной Жизни.  

  

 С этим приходом в мир Христа Спасителя наступила новая эра в духовной истории человечества. Для христиан принципиально изменилось понимание смысла людских болезней, и всех иных страданий и скорбей, посылаемых человеку от Господа.

 

Господь наш Иисус Христос, открыл пред человечеством возможность исцелить то духовное повреждение, что было порождено эдемским предательством, но при этом, решить эту величественную задачу не силой, а кротостью. Христос не пожелал уничтожить этот греховный мир или ликвидировать человеческую свободу для того, чтобы насильно сделать человека здоровым и счастливым. Всемогущий Бог призывает человека добровольно следовать за Собой, тем самым, закладывая основы нового, христианского понимания смысла жизни, и места в ней страданиям и болезням, как условию уподобления Христу и желания свободного следования за Ним. Лишь принимающий свои страдания с кротостью и видя в них заботу Отца Небесного о воспитании Своих неразумных, но любимых чад, сочувствуя Его усилиям направленным на исцеление повреждений нашей падшей природы, тот получит прощение, обретет духовное здравие и вечную жизнь.

 

Эта парадоксальная мысль о спасительной, исцеляющей силе скорбей, о принятии страданий с кротостью и смирением, у святителя Луки обретает высшую степень звучания. В тяжелейших условиях своего архиерейского служения в 1943 году, когда бывало по дороге в храм, Владыка падал на землю без сил, в одном из писем он пишет сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».

 

Вообще, надо сказать, что духовная жизнь христианина парадоксальна и часто идет вразрез с представлениями мира сего падшего. Потому, с трудом воспринимается справедливая оговорка поэта: «В здоровом теле – здоровый дух. На самом деле – одно из двух». Увы, но многое из того, что видится мирским людям важным, привлекательным и полезным, на деле ведет к духовной беде, болезни и смерти души. Для человека, больного грехами и страстями, телесное здоровье, подчас, есть Божье наказание и тревожный признак покинутости человека Богом. В то же время, по спокойному утверждению святого Исаака Сирина: «Человек, о котором особенно печется Бог, познается по непрестанно посылаемым ему печалям».

 

В страдающем теле живет просветленная душа, замечают духовно зоркие люди. Болезни телесные, скорби и тяжкие испытания – в христианском понимании есть ясный призыв от Господа к исправлению жизни, осознание острой необходимости перемен для обретения Веры и истинного смысла бытия. «Очень трудно переносить Божие наказание, трудно идти путем крестным, путем страданий, – признается святитель Лука, – Но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет, кто принимает наказание, как послушный ребенок от родителей своих. Господь поддерживает его, точно за руку ведет – ведет по пути спасения»[7]. 

  

Следует подчеркнуть, что христианское восприятие болезни, как вразумления от Отца Небесного, как наказание за грехи, есть сугубо личное переживание, индивидуальный духовный опыт. Необходимо всячески беречься осуждающего восприятия болезни ближнего, «как Божьей кары за его грехи». Выпавшая нам тягота ухода за болящим, есть горькое лекарство для исцеления нашей черствости, нечувствительности к чужому горю, возможность обретения способности сострадать и любить. Каждый христианин, должен войти в болезнь, в страдание другого человека и увидев в нем образ страждущего Бога, стать соучастником Его страданий. О том и ясные слова Божественного Учителя: «был болен и вы посетили Меня … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне» (Мф. 25,40).

 

В этой удивительной взаимосвязи сокрыта тайна особого достоинства христианина, которое возвышает его даже над ангелами. Об этом справедливо замечал еще Франциск Ассизский, выдающийся католический святой: «Знаете ли, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали».

 

В жизни христианина и врача святого Луки этот призыв к служению Господу через служение ближнему нашел полноценную реализацию. «Главное в жизни всегда делать добро людям, – подчеркивал в своих выступлениях Владыка, – Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Вся жизнь Святителя ­– есть решение этой главной задачи: увидеть в страданиях ближнего призыв от Господа к самоотверженному служению, а в каждом человеке разглядеть искаженный грехом образ Божий. Радикальное врачевание страдающей природы человека возможно лишь на путях соединения силы докторских знаний с целительной силой христианской молитвы. И эта задача стоит перед каждым, кто желает полноценной реализации себя, как врача-профессионала.

 

Крестный путь Святителя есть непреклонное его сопротивление в течение всей жизни богоборческой репрессивной машине, пытавшейся отменить эту основополагающую христианскую жизненную установку. Еще раз подчеркнем – величие мученического подвига святого Луки состояло в неустанной борьбе с атеистическими властями стремившимися отделить выдающуюся врачебную практику профессора Войно-Ясенецкого на поприще хирургии страдающих тел, от благодати архипастырского служения владыки Луки, по врачеванию страдающих душ.

 

Всей своей долгой жизнью исповедника святитель Лука ревностно воплощает Божественное повеление: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24). Без жертвенной любви и самоотвержения, без терпения в несении своего Креста, человек не состоится как творение Божье, он не реализует смысла своего рождения на земле и умирает «пустоцветом».

 

Решение этой фундаментальной духовной задачи, плюс наступающие в нас через раскаяние в грехах прошлой жизни благодатные перемены – открывают нам единственно возможный путь подлинной победы над нашим врожденным нездоровьем. Выполнение Божественных заповедей устраняет сам источник нашей скорби, исцеляет болезнь, исправляет тяжелую жизненную ситуацию. Это есть радикальное решение проблемы скорбей и болезней в жизни человека. Все остальные приемы и методы мира сего лишь скользят по поверхности внешних обстоятельств, приносят временное облегчение и, не устраняя внутренних духовных причин болезни, откладывают на потом решение главной задачи жизни – спасения души человека для вечности.

 

Говоря о смиренном принятии скорбей, следует коснуться и особого аспекта христианской жизни – благодатных даров Святого Духа и связанной с ними возможностью чудесных исцелений. В естественном для человека стремлении избавиться от болезни, для православного христианина первым средством всегда остается молитвенное обращение к Богу. При этом важно подчеркнуть, что отозваться на эту молитвенную просьбу Бог может как непосредственно, так и через врачей. И, как показывает нам опыт святого целителя Луки, эта помощь, в свою очередь, может иметь как естественный, традиционный врачебный характер, так и сверхъестественный, по дару чудотворения.

 

Достоверно известно, что после того, как Святитель полностью ослеп и уже не мог даровать здравие людям традиционным, оперативным вмешательством, участились случаи прямых чудотворений по его молитве. Очевидцы свидетельствовали, что профессор, бывало «просто говорил» пришедшему к нему на прием больному: «Вот вам лекарство: во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» – при этом осеняя болящего Архиерейским благословением. И люди полностью исцелялись. Даже самые безнадежные и с опухолью мозга, и с перитонитом...

 

Ясно, что в этом случае исцеление наступает, как результат соединения веры врача и веры больного, ибо как учил Господь: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9,29). Писание настаивает на сугубой действенности этих молитвенных усилий: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя», – но при этом напоминает и о подлинной причине случившейся беды: «кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, …как бы уже умирающий» (Сир. 38,10). В этом условии сокрыта принципиальная новизна подхода верующего человека к возможности получения истинного исцеления, в отличие от мнимого, временного или вовсе, иллюзорного. 

  

Именно поэтому Церковь Христова не занимается магией, и решительно не приемлет магических приемов, так называемых «народных целителей», оставшихся с языческих, дохристианских времен. Задача Церкви исцелить поврежденную человеческую природу, устраняя причину болезни, а вовсе не следовать оккультному принципу «за ваши деньги – любое желание».

 

Подлинно христианский взгляд на лечение предполагает так же, всецелое доверие Божьей воле в том виде, в каком она открывается нам в жизненных обстоятельствах. В этом смысле уклоняться от врачебной помощи, под предлогом, что «Бог сам исцелит» – значит искушать Господа.

 

Именно в этом аспекте проявляется грех человеческой гордыни, что мы можем видеть на примере приверженцев различных сект, отвергающих, либо вовсе врачебную помощь, или же, те или иные врачебные приемы. В Священном Писании есть прямое указание на необходимость принятия помощи от врача, как от проводника Божьей воли: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его», –но при этом подчеркивается и значение молитвы самого врача, – «и в их руках бывает успех, ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни». В итоге делается непреложный вывод: «от Вышнего – врачевание» (Сир. 16, 2).

 

Еще раз подчеркнем – человеческие болезни и страдания мощный фактор врачевания людских душ. Во-первых, по слову апостола: «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет. 4,1). Во-вторых, время болезни настраивает душу на верный лад, благоприятствуя размышлению о главном, а не о повседневном и суетном. Другими словами, заставляет «задуматься о жизни и смерти», и знаменитое духовное лекарство «memento mori» (лат. - «помни, что умрёшь») в полной мере начинает проявлять свою целительную силу. Действительно, есть некая парадоксальность человеческого существования, состоящая в том, что многие только лишь после тяжелого потрясения, страшной болезни или при близости смерти, наконец, открывают истинную цель своего существования и начинают понимать, как нужно жить. Этот закон Божьего врачевания неумолимо и своевременно исполняется, как над каждым человеком лично, так и в масштабе целых стран и народов.

 

Опыт страдания за веру, которым в полной мере обогатился российский народ в ходе небывалых гонений на веру в XX веке, показал величайшую целительную силу скорбей. Святитель Лука по праву святого исповедника, неоднократно ясно высказывался об этом удивительном проявлении Божественной мудрости, способности Господа претворять зло в добро, страдания переплавлять в радость, болезни в исцеление. На исходе жизни Владыка, вспоминая пережитое, писал: «Тяжкое это было время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово».
 

[1] Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 131. Удивительно, что спустя две тысячи лет приемы «князя тьмы» остаются неизменными. Такими же словами сатана искушал Христа в пустыни, предлагая все блага и богатства мира:«всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4,9).
[2] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 343.
[3] Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. М., 1994. С. 42.
[4] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 273.
[5] Шевченко А., «Здоровье как эсхатологическая проблема христианской антропологии» // XV Международные Рождественские образовательные чтения, конференция на тему: «Церковь и медицина: от диалога к партнерству». Москва, 2007.
[6] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 167.
[7] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 36-37.