Актовый зал Синодального отдела по работе с Вооруженными силами. 16 марта 2018 года.
Прославление и почитание новомучеников Московских
 
Изменившиеся после 1991 года отношения между государством и Церковью создали достаточно благоприятные условия для работы в архивах. Руководство Федерального архивного агентства поддержало инициативу исследований, проводимых Русской Православной Церковью, что позволило развернуть масштабную работу по изучению и анализу десятков тысяч дел, касающихся репрессий в советский период, хранящихся в федеральных и региональных государственных архивах.
Исполнение поставленных задач, заключавшихся в детальном исследовании материалов с использованием источниковедческих подходов и учетом критериев канонизации святых в Русской Церкви, обеспечило эффективность работы Комиссии по канонизации святых Московской епархии. Большой объем предстоящей работы, предполагающей не только ознакомление с разнохарактерными архивными документами, но и их анализ, обусловили необходимость привлечения специалистов и создание при Епархиальной комиссии в 1999 году соответствующей этим задачам рабочей группы.
Исследовательская деятельность рабочей группы была начата в сентябре 1999 года с изучения одного из крупнейших фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) – 10035, состоящего из документов следственных и судебных дел политического характера, переданных в ГАРФ из архива Управления ФСБ РФ по городу Москве и Московской области. Исследование указанного комплекса документов проводилось с целью выяснения судеб пострадавших от репрессий в XXвеке священно- церковнослужителей и мирян, а также выработки методов изучения судебно-следственных дел в соответствии с целями и задачами, стоящими перед Комиссией по канонизации святых Московской епархии.
На московском «исследовательском поле» было выявлено всё многообразие сложных и специфических случаев, был выработан методологический подход для исследования исповеднического подвига священнослужителей и мирян и анализа документов такого специфического источника, как судебно-следственные дела.
Рабочая группа при Московской епархиальной комиссии исследовала весь комплекс судебно-следственных дел фонда 10035, в чем проявилось отличие работы этой Комиссии от работы большинства епархиальных комиссий, которые использовали выборочный подход, изучая документы единичных судебно-следственных дел по обвинению, как правило, конкретных персоналий. Для разрешения задачи потребовался сплошной полистный просмотр всех дел в составе фонда с целью выявления лиц, принадлежащих к Русской Православной Церкви. Целенаправленное выявление дел и документов на обвиняемых проводилось в течение семи лет. Это был многолетний подвиг – исследовательский и христианский. Само собой в жизни ничего не создается. Чтобы что-то было создано, для этого делатели всегда должны предпринимать чрезвычайные усилия. И особенно это касается России, где историческая наука находится в плачевном состоянии и отличается отсутствием общепринятого системного подхода, ограничиваясь зачастую разработкой тех задач, которые интересны тому или иному исследователю, или решением тактических задач, поставленных перед тем или иным учреждением.
В результате изучения фонда 10035 было установлено, что он состоит из 98064 единиц хранения и включает в себя судебно-следственные дела на 133 тысячи человек, которые были арестованы в период с 1918 по 1986 год и принадлежали к различным социальным группам и категориям: это помещики, купцы, чиновники, торговцы, священнослужители, монашествующие, рабочие, служащие, крестьяне. Прежде чем приступить к изучению и анализу материалов судебно-следственных дел на священнослужителей и православных мирян, рассматривая соответствующую категорию репрессированных на предмет их возможной канонизации, необходимо было просмотреть весь объем судебно-следственных дел, хранящихся в данном фонде, чтобы понять, какое отношение тот или иной подследственный имел к Православной Церкви. Изучение фонда было важно еще и потому, что оно давало более точное представление о той действительности, в которой проходила жизнь новомучеников.
Просматривая и анализируя судебно-следственные дела, рабочая группа при Комиссии выявила 2261дело, в которых обвиняемыми и свидетелями проходило 4689 священнослужителей, монашествующих и православных мирян, и из них 4368 обвиняемых. Таким образом, в общем составе судебно-следственных дел фонда лица, о которых можно сказать, что они принадлежат к Русской Православной Церкви, составили – 3,5 %.
Исследование жизнедеятельности и духовного подвига пострадавших в городе Москве и в Московской области священнослужителей и мирян и подготовка материалов для их канонизации потребовали изучения того, насколько поступки человека соответствовали критериям канонизации. С этой целью особенно тщательно изучались периоды жизни человека в экстремальных условиях, во время следственного процесса и допросов.
Комплексный подход в изучении судебно-следственных дел в рамках епархии позволил установить, что один и тот же человек нередко проходил не только в качестве обвиняемого, но и свидетеля по делам других, что стало некоторым открытием, имевшим принципиальное значение при изучении материалов к канонизации новомучеников, так как в одном случае человек мог выступать как исповедник, а в другом – как лжесвидетель. В результате просмотра всего фонда были выявлены все судебно-следственные дела, заведенные на священно-церковнослужителей и православных мирян, в том числе – 94 судебно-следственных дела на впоследствии освобожденных, не доведенных до приговора, само освобождение которых часто являлось следствием их согласия на сотрудничество с органами НКВД, и 18 – прекращенных дел. Число обвиняемых и свидетелей составило 4689 человек, из них 4 368 обвиняемых. Женщин было осуждено – 1505, из них подавляющее число (1 176) монахинь и послушниц, мужчин – 3184, в том числе 287 монашествующих, включая 17 архиереев. Священников и диаконов было – 1420 человек, церковнослужителей – 1367. Снявших сан оказалось – 74, причем трое из них продолжали совершать богослужение. В делах был выявлен 591 свидетель из духовенства и мирян, 276 из них не оговорили других обвиняемых. Приговоренных к различным срокам заключения свидетелей было 170 человек. После изучения находящихся в судебно-следственных делах анкет проводился розыск родственников репрессированных с целью получения дополнительной информации.
О почитании новомучеников прежде всего свидетельствует тот факт, насколько мы их понимаем, понимаем мотивы их поступков, их выбор, главные и частные цели их жизни. Читать жития новомучеников, размышлять о их жизни, стараться их понять и донести это понимание до общества – в этом, как мне видится, состоит главная задача всех устраиваемых конференций о новомучениках. Получить больше информации, чем мы имеем сейчас, – мы не получим, потому что все непосредственные свидетели жизни новомучеников в настоящее время почили, но понять подвижников минувшего столетия и новомучеников мы вполне можем и для нашей же собственной пользы должны.
Исследования, проведенные рабочей группой при Комиссии по канонизации святых Московской епархии на основе изучения судебно-следственных дел, привлечения документов государственных, церковных архивов и устных источников, позволили подготовить материалы и выявить подвиг таких, например исповедниц, как преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; 1885–1931)[1], закончившая свою жизнь в ссылке. Родившись в Москве в купеческой, вполне материально обеспеченной семье, она казалось бы ни в чем не нуждалась, однако оставила всё и выбрала монашество. Поступив в Зосимову пустынь, она сначала несла послушание в иконописной мастерской, а затем была пострижена в мантию и избрана игуменией. Она проявила недюжинные способности в хозяйственной деятельности, активно занимаясь ею уже в советское время, когда пришлось отстаивать монастырь от закрытия. Следует заметить, что новомученики представляют собой не только образцы жизни и подвига христианина в эпоху гонений, это не только герои духа, которые являются для нас примером, но они и молитвенники о нас. Есть люди, которые обращаются, например, к преподобноисповеднице Афанасии за помощью и чудесным образом эту помощь получают, причем в самом непродолжительном времени. Конечно, чтобы просить – надо знать того, кого мы просим, надо знать жизнь новомученика, хорошо его себе представлять, потому что мы просим не какого-то абстрактного человека, имя которого нам ни о чем не говорит, а очень конкретного, имеющего свои собственные, только ему присущие черты и дарования, которого мы можем знать так, как знаем близкого друга. Для этого надо его любить, а значит и все более о нем узнавать, читая его житие. Наша душа должна тревожиться о том, когда она начинает чувствовать свое разъединение со святыми и, прежде всего, потому, что ее цель – милостью Божией оказаться там, где они.


[1] См.: Дамаскин (Орловский), игум. Преподобноисповедницы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь–Май. Тверь, 2002. С. 34–40.

Видео