Выступление архимандрита Дамаскина (Орловского) на Круглом столе "Подвиг новомучениц Церкви Русской, в земле Московской просиявших, и увековечивание их памяти (к 10-летию создания Союза православных женщин)"
Актовый зал Синодального отдела по работе с Вооруженными силами. 16 марта 2018 года.
Прославление и почитание новомучеников Московских
Изменившиеся после 1991 года отношения между государством и Церковью создали достаточно благоприятные условия для работы в архивах. Руководство Федерального архивного агентства поддержало инициативу исследований, проводимых Русской Православной Церковью, что позволило развернуть масштабную работу по изучению и анализу десятков тысяч дел, касающихся репрессий в советский период, хранящихся в федеральных и региональных государственных архивах.
Исполнение поставленных задач, заключавшихся в детальном исследовании материалов с использованием источниковедческих подходов и учетом критериев канонизации святых в Русской Церкви, обеспечило эффективность работы Комиссии по канонизации святых Московской епархии. Большой объем предстоящей работы, предполагающей не только ознакомление с разнохарактерными архивными документами, но и их анализ, обусловили необходимость привлечения специалистов и создание при Епархиальной комиссии в 1999 году соответствующей этим задачам рабочей группы.
Исследовательская деятельность рабочей группы была начата в сентябре 1999 года с изучения одного из крупнейших фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) – 10035, состоящего из документов следственных и судебных дел политического характера, переданных в ГАРФ из архива Управления ФСБ РФ по городу Москве и Московской области. Исследование указанного комплекса документов проводилось с целью выяснения судеб пострадавших от репрессий в XXвеке священно- церковнослужителей и мирян, а также выработки методов изучения судебно-следственных дел в соответствии с целями и задачами, стоящими перед Комиссией по канонизации святых Московской епархии.
На московском «исследовательском поле» было выявлено всё многообразие сложных и специфических случаев, был выработан методологический подход для исследования исповеднического подвига священнослужителей и мирян и анализа документов такого специфического источника, как судебно-следственные дела.
Рабочая группа при Московской епархиальной комиссии исследовала весь комплекс судебно-следственных дел фонда 10035, в чем проявилось отличие работы этой Комиссии от работы большинства епархиальных комиссий, которые использовали выборочный подход, изучая документы единичных судебно-следственных дел по обвинению, как правило, конкретных персоналий. Для разрешения задачи потребовался сплошной полистный просмотр всех дел в составе фонда с целью выявления лиц, принадлежащих к Русской Православной Церкви. Целенаправленное выявление дел и документов на обвиняемых проводилось в течение семи лет. Это был многолетний подвиг – исследовательский и христианский. Само собой в жизни ничего не создается. Чтобы что-то было создано, для этого делатели всегда должны предпринимать чрезвычайные усилия. И особенно это касается России, где историческая наука находится в плачевном состоянии и отличается отсутствием общепринятого системного подхода, ограничиваясь зачастую разработкой тех задач, которые интересны тому или иному исследователю, или решением тактических задач, поставленных перед тем или иным учреждением.
В результате изучения фонда 10035 было установлено, что он состоит из 98064 единиц хранения и включает в себя судебно-следственные дела на 133 тысячи человек, которые были арестованы в период с 1918 по 1986 год и принадлежали к различным социальным группам и категориям: это помещики, купцы, чиновники, торговцы, священнослужители, монашествующие, рабочие, служащие, крестьяне. Прежде чем приступить к изучению и анализу материалов судебно-следственных дел на священнослужителей и православных мирян, рассматривая соответствующую категорию репрессированных на предмет их возможной канонизации, необходимо было просмотреть весь объем судебно-следственных дел, хранящихся в данном фонде, чтобы понять, какое отношение тот или иной подследственный имел к Православной Церкви. Изучение фонда было важно еще и потому, что оно давало более точное представление о той действительности, в которой проходила жизнь новомучеников.
Просматривая и анализируя судебно-следственные дела, рабочая группа при Комиссии выявила 2261дело, в которых обвиняемыми и свидетелями проходило 4689 священнослужителей, монашествующих и православных мирян, и из них 4368 обвиняемых. Таким образом, в общем составе судебно-следственных дел фонда лица, о которых можно сказать, что они принадлежат к Русской Православной Церкви, составили – 3,5 %.
Исследование жизнедеятельности и духовного подвига пострадавших в городе Москве и в Московской области священнослужителей и мирян и подготовка материалов для их канонизации потребовали изучения того, насколько поступки человека соответствовали критериям канонизации. С этой целью особенно тщательно изучались периоды жизни человека в экстремальных условиях, во время следственного процесса и допросов.
Комплексный подход в изучении судебно-следственных дел в рамках епархии позволил установить, что один и тот же человек нередко проходил не только в качестве обвиняемого, но и свидетеля по делам других, что стало некоторым открытием, имевшим принципиальное значение при изучении материалов к канонизации новомучеников, так как в одном случае человек мог выступать как исповедник, а в другом – как лжесвидетель. В результате просмотра всего фонда были выявлены все судебно-следственные дела, заведенные на священно-церковнослужителей и православных мирян, в том числе – 94 судебно-следственных дела на впоследствии освобожденных, не доведенных до приговора, само освобождение которых часто являлось следствием их согласия на сотрудничество с органами НКВД, и 18 – прекращенных дел. Число обвиняемых и свидетелей составило 4689 человек, из них 4 368 обвиняемых. Женщин было осуждено – 1505, из них подавляющее число (1 176) монахинь и послушниц, мужчин – 3184, в том числе 287 монашествующих, включая 17 архиереев. Священников и диаконов было – 1420 человек, церковнослужителей – 1367. Снявших сан оказалось – 74, причем трое из них продолжали совершать богослужение. В делах был выявлен 591 свидетель из духовенства и мирян, 276 из них не оговорили других обвиняемых. Приговоренных к различным срокам заключения свидетелей было 170 человек. После изучения находящихся в судебно-следственных делах анкет проводился розыск родственников репрессированных с целью получения дополнительной информации.
О почитании новомучеников прежде всего свидетельствует тот факт, насколько мы их понимаем, понимаем мотивы их поступков, их выбор, главные и частные цели их жизни. Читать жития новомучеников, размышлять о их жизни, стараться их понять и донести это понимание до общества – в этом, как мне видится, состоит главная задача всех устраиваемых конференций о новомучениках. Получить больше информации, чем мы имеем сейчас, – мы не получим, потому что все непосредственные свидетели жизни новомучеников в настоящее время почили, но понять подвижников минувшего столетия и новомучеников мы вполне можем и для нашей же собственной пользы должны.
Исследования, проведенные рабочей группой при Комиссии по канонизации святых Московской епархии на основе изучения судебно-следственных дел, привлечения документов государственных, церковных архивов и устных источников, позволили подготовить материалы и выявить подвиг таких, например исповедниц, как преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; 1885–1931)[1], закончившая свою жизнь в ссылке. Родившись в Москве в купеческой, вполне материально обеспеченной семье, она казалось бы ни в чем не нуждалась, однако оставила всё и выбрала монашество. Поступив в Зосимову пустынь, она сначала несла послушание в иконописной мастерской, а затем была пострижена в мантию и избрана игуменией. Она проявила недюжинные способности в хозяйственной деятельности, активно занимаясь ею уже в советское время, когда пришлось отстаивать монастырь от закрытия. Следует заметить, что новомученики представляют собой не только образцы жизни и подвига христианина в эпоху гонений, это не только герои духа, которые являются для нас примером, но они и молитвенники о нас. Есть люди, которые обращаются, например, к преподобноисповеднице Афанасии за помощью и чудесным образом эту помощь получают, причем в самом непродолжительном времени. Конечно, чтобы просить – надо знать того, кого мы просим, надо знать жизнь новомученика, хорошо его себе представлять, потому что мы просим не какого-то абстрактного человека, имя которого нам ни о чем не говорит, а очень конкретного, имеющего свои собственные, только ему присущие черты и дарования, которого мы можем знать так, как знаем близкого друга. Для этого надо его любить, а значит и все более о нем узнавать, читая его житие. Наша душа должна тревожиться о том, когда она начинает чувствовать свое разъединение со святыми и, прежде всего, потому, что ее цель – милостью Божией оказаться там, где они.
[1] См.: Дамаскин (Орловский), игум. Преподобноисповедницы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь–Май. Тверь, 2002. С. 34–40.
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви. 19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.