Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского.

Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения, 85-летие со дня смерти и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечается в этом году.

Два года назад, в 2020 году, в Московской епархии была образована рабочая группа по изданию духовного наследия новомучеников Церкви Русской. Серия издаваемых книг получила наименование «Церковность». Духовное наследие владыки Фаддея не могло не обратить на себя внимания издателей. Однако предстоял труд собрать это наследие воедино, а оно сохранилось в основном в дореволюционной церковной печати (Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостях, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Журнале Московской Патриархии»), в виде книг и брошюр, изданных самим святителем Фаддеем, а также в виде рукописей, хранившихся либо у частных лиц, либо в следственных делах в качестве вещественного доказательства как материал, изъятый при аресте верующих в годы гонений.

Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и распространяли их в народе. Таким образом рукописная традиция сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея. Учитывая, что рукописные проповеди охватывают период с 1916 по 1930 гг., а большинство из них – проповеди послереволюционного времени, то ценность их особо значима, поскольку они раскрывают внутренние переживания владыки Фаддея в условиях начавшегося и с каждым годом всё более усиливающегося гонения на Русскую Православную Церковь.

Цель предпринятого издания – дать возможность каждому желающему прикоснуться к тому опыту жизни во Христе, который стяжал священномученик Фаддей. Восьмитомный сборник духовного наследия владыки Фаддея – воистину дар Божий современным христианам. Господь дает нам возможность через многочисленные проповеди, статьи, педагогические размышления святителя-мученика погрузиться в самые глубины его христоподражательной души, от первого лица услышать, чем жил этот выдающийся православный подвижник, от своего сердца вещающий нашему сердцу как жить для Христа, с Ним связать всю свою жизнь.

Однажды в проповеди к семинаристам священномученик Фаддей сказал: «Сколько скорбей воспринял и носил я в сердце своем! Но за то, как усилилась любовь моя к вам, братия, через эти страдания! День и ночь помышлял я о вас, возлюбленные братия, и иногда слезы являлись на глазах моих. О вас были все мои думы и помышления. Ради вас заключался я в стенах семинарии, как в темнице, отрекаясь не только от собственного спокойствия, но и от известности... Я не искал повышений по должности, когда почувствовал свою судьбу связанной с вашей судьбой, и только теперь, когда есть призыв к иной деятельности, опять совершившийся, как я думаю, по воле Божией, я оставляю вас. Мою ли это составляет похвалу? О, нет! На себя я не возлагал надежд... Надеялся ли на опытность? Но я знал, что если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126: 1). Посему всё упование свое возлагал я на Бога, и в минуты скорби поучение псалмов и пророков всегда было в сердце моем. Тогда я взывал к Богу, чтобы Он поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои (Пс. 39: 3)».

Духовное наследие владыки Фаддея наглядно показывает каким важнейшим инструментом религиозного просвещения является пастырское слово, проповедь, а в особенности печатное слово.

Гомилетическое наследие священномученика Фаддея имеет важные составляющие, которые являются базовыми для всех проповедей святителя, и прослеживаются на протяжение всей его пастырской проповеднической и воспитательской деятельности. К ним относятся: христоцентричность, церковность и библеизм.

Принцип христоцентричности является основным и смыслообразующим, определяющим жизнь человека в соответствии с высочайшим Идеалом – Господом Иисусом Христом. Основная задача пастыря-проповедника и педагога (вне зависимости от того, какую воспитательную или учебную работу он осуществляет) – помочь приблизиться к этому Идеалу, уподобиться Ему через духовную и нравственную работу над собой, чтобы образ Божий раскрылся в слушателе (будь то во взрослом или ребенке) во всей своей силе и полноте. В этом процессе главенствующую роль играет церковное богослужение, изучая которое, важно не просто объяснять различные темы, а важно усвоить принцип: какую бы сторону богослужения не истолковывал проповедник, она неизменно должна сводиться ко Христу, быть проникнута любовью к Нему.

«Христос и Его Церковь, жизнь во Христе под сению Церкви – вот чем пламенела душа моя, когда стремилась к общению и беседам с вами, деятелями церковных школ, – сказал в своем слове к учителям священномученик Фаддей. – И в минуты наибольшего духовного просветления хотелось бы сказать: этого желаю более всего для вас, это сокровище духовное более всего хотел бы видеть распространяемым вами посредством школы. Всё прочее, что не служит приобретению Христа, хотелось бы тогда сказать с апостолом, да вменяется в сор и тщету (Флп. 3: 7–8); не в черный только день пусть вспоминается вами Христос с искренней любовью, но пусть будет Он вашим прибежищем всегда и дыханием вашей жизни – на всякое время и на всякий час!»

Принцип церковности «раскрывает всю полноту жизни во Христе через осознание и внутреннюю потребность человека руководствоваться учением и опытом Православной Церкви, тем самым определяя отношение человека к Церкви. Принцип [церковности] предполагает, что в нем соединены три начала: воцерковления (постепенное вхождение человека в жизнь Церкви), соборности (духовное единение людей в стремлении ко спасению, основанное на любви ко Христу) и литургичности (участие человека в Евхаристии, которое раскрывает всю полноту жизни во Христе и дает возможность встречи "лицом к лицу" с Богом) . Воспитание человека продолжается через всю жизнь в Церкви. Поэтому важно приобретать навык жить под кровом и постоянным влиянием Церкви.

Принцип библеизма обоснован тем, что церковные службы и главнейшие действия в них по большей части прямо посвящены молитвенному созерцанию непрестанно действующего Промысла Божия о спасении всего человеческого рода и каждого человека в отдельности. Библеизм пронизывает все суждения святителя о Боге, Церкви, человеке, спасении, Таинствах, добродетелях. Всякое слово священномученика Фаддея дышит Откровением Божиим, питается им, напояется как из источника, оно для него живительная энергия, приводящая в движение всё его естество.

Колоссальное значение приобретает личность проповедника (воспитателя, педагога), его нравственная высота. Проповедник, согласно мысли святителя Фаддея, преследует цель прочного усвоения слушателями христианских истин. Педагог-пастырь должен стремиться к доступности в своем слове. Он непрестанно адресует свои суждения к опыту слушателя, через который истины христианской веры становятся близкими сердцу и отсюда получают жизненно важное для него (слушателя) значение. Пастырь должен относиться к своему делу сознательно, должен сам разобраться в массе многочисленных, нередко неправильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения. Проповедь должна не столько питать и упражнять ум слушателя, сколько укреплять его волю в стремлении жить по Евангелию.

Мысль проповедника всегда покоится на слове Божием, как на прочной и непоколебимой опоре. В обстоятельствах времени святителя Фаддея и в обстоятельствах нашей современной жизни для всех труждающихся в слове важно помнить, что деятельность эта поставляет человека быть исповедником, потому что пастырь и миссионер призваны охранять и благовествовать веру во Христа в утратившем ее обществе.

«В жизни обыденной само явление священника напоминает многим ту неприятную для них узду, которую религия налагает на извращенную волю и мысль. При виде его у людей, живущих не по закону Христову, внутри слышится голос, обличающий их за те отступления от требований Евангелия, какие они себе дозволяют, и тем производящий в них неприятное, беспокоящее их ощущение. Мирные времена, ныне нами переживаемые, не могут считаться окончательно утвердившимися и неизменными. Силы, опасные для Церкви, пылающие враждой против нее, задавлены, но не истреблены. В сердце нашей цивилизации, которой так величается наш век, довольно заметны ростки дикости и антицерковного и антихристианского фанатизма. Восторжествуй, хотя временно, злая сила, принужденная ныне скрываться… от служителей Церкви потребуют отречения от самых дорогих для них заветов, и им будут угрожать жесточайшие преследования и кровавые казни, тягчайшие тех, которые терпели исповедники имени Христова во дни господства язычества», – писал современник владыки Фаддея священномученик протоиерей Василий Сокольский.

По словам самого священномученика Фаддея, его проповеди и беседы, проводимые им курсы, уроки и встречи диктовались «не из обилия слов, накопившихся вследствие долговременных упражнений в речи… но из слов, переплавленных испытаниями жизни, бывшими в разных местах моего служения. И мне приходилось иногда как бы снедать тот свиток книжный, который… исписан был внутри и снаружи словами: плач, и стон, и горе (Иез. 2: 9–10); и мне приходилось быть снедаемым огнем ревности при виде того, как уничижается слава Церкви Христовой».

Духовное наследие священномученика Фаддея оказало помощь православной педагогической общественности в выработке современных методов воспитания и образования, позволило значительно глубже оценить современные цели, методы и средства образовательно-воспитательного процесса. Педагогической общественностью опыт священномученика Фаддея востребован гораздо сильнее, чем современными богословами и проповедниками. Выразим надежду, что публикация духовного наследия священномученика Фаддея исправит сложившуюся ситуацию.

И пастыри и пасомые пусть помнят пожелание святителя Фаддея: «…если не будет в нас непоколебимой веры во Христа, какую, как слышали мы, имел в Бога Авраам, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17) и не постыдившийся в своем уповании; то сохраним хотя такую веру, которая помогла бы нам не стыдиться Христа в предстоящей общественной деятельности! Явим себя делателями непостыдными, право правящими слово истины (2 Тим. 2: 15), зная, что если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2: 11-12)! Храня же веру во Христа, будем возжигать в сердце и всё большее пламя любви к Нему! Пусть возвратится к вам дух любви древних христиан, исполненных пламенного ожидания пришествия Христова, и пусть не охлаждает вас мысль, что ради любви ко Христу придется весьма многое изменить в порядках жизни, к которым мы слишком крепко привязали свое сердце. Пусть Христос всегда сияет ярко в сердцах наших, как звезда светлая и утренняя (Откр. 22: 16)!»

Не исключено, что в будущем будут обнаружены и другие проповеди священномученика Фаддея, которые хранятся либо в частных собраниях, либо в архивах. Дай Бог, чтоб и они вошли в Священное Предание нашей Церкви и пополнили сокровищницу наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской.

О личности святителя Фаддея, о его жизни и служении Христу, о его мученическом подвиге замечательно сказал Аркадий Ильич Кузнецов, духовное чадо и многолетний друг и помощник священномученика. «Но, говоря о смерти, я не встречал человека более живого, чем владыка Фаддей. Трудно представить, что его нет среди нас, среди верующих, окружавших его святой любовью. Он живой, потому что живет в памяти современников как пламенный провозвестник Христовой Истины, как апостол, как человек, не знавший других интересов, кроме интересов Церкви. В унижении, гонениях, узах, но в величии духа и несгибаемой воли стоит он на Божественной страже в нашем живом сознании и указывает путь в жизнь лучшую, вечную».