В Священном Писании запечатлено не только откровение о Царстве Божием, не только о Троице, о Духе Святом, но и о взаимоотношениях Господа нашего Иисуса Христа и человека, оно освещает глубины человеческого духа, те тяжкие последствия первородного греха, которые со временем укреплялись в человеке страстями. Стал ли человек лучше после грехопадения, после многократно посылаемых к нему праведников и пророков, через которых Бог обращался к человеку? Из Священного Писания и скорбной истории человечества скорее видно обратное. Мы видим в человеке упорство в отстаивании греха, упрямое невыполнение почти любой просьбы не только Божией, данной в заповеди, но и простой человеческой, если в ее выполнении человек не видит материального интереса. Причем, человек часто оказывается неспособен выполнить самую нейтральную просьбу в той форме, о которой его просят. А часто и вообще ее игнорирует. Хуже того, он игнорирует просьбу своего главного, а в каких-то случаях и единственного благодетеля – Христа.
Прокаженный, стоя на коленях, умолял Христа исцелить его. Христос в тот же миг, коснувшись пораженного проказой тела, исцелил его. Господь повелел, чтобы он никому не говорил об этом и даже – редкий случай – строго на него посмотрел, подчеркивая тем самым важность просьбы, и отослал исцеленного от себя до того, как собрался народ, чтобы чудо не стало гласным, что в свою очередь не позволит Ему войти в город явно. Что же сделал исцеленный Христом человек, которого Господь и просил, и строго на него смотрел, и велел ему отправляться к священнику, чтобы в соответствии с законом Моисеевым исполнить полагающийся обряд. Он нарушил все просьбы своего Благодетеля, он тут же стал рассказывать всем о чуде, нарушил существовавшие тогда обычаи и сделал соучастником этого нарушения своего Божественного Благодетеля, Христа, хотя имел четкую инструкцию, что надо делать при исцелении от проказы. К чему это привело? К тому, что Господь уже не мог явно войти в город. Один исцеленный, но непослушный человек создал препятствия для слушания в городе проповеди Христа для многих. Только через несколько дней Господь смог вернуться в Капернаум, причем, Он сделал Свой приход как можно более незаметным. Но слух, что Христос находится в городе, всё же разнесся, и во внутреннем дворе дома, где Господь беседовал с людьми, собралось множество народа, так что четыре человека, несшие на постели расслабленного, не смогли войти в дом через двери и вынуждены были опустить постель с расслабленным через крышу, которой был покрыт двор. Иисус, видя веру пришедших, сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Тем самым Он сразу же указал расслабленному на причину его болезни – грехи. Но и самое важное, на что указывает евангелист, – на веру пришедших, включая веру их больного собрата. Пять человек, нисколько не сомневаясь, что Господь исцелит, двинулись в путь и, преодолевая препятствия, предстали перед Господом. Это пример и урок, насколько важна общая молитва – и тех, кто непосредственно нуждается в Божией помощи, и тех, кто желает помочь страждущему собрату. К сожалению, на практике бывает по-другому. Страждущий не просит о помощи по своему неверию, об этом просят его близкие, или страждущий просит, но нет тех близких, которые бы с верою просили вместе с ним.
Из всего, даже из человеческого неверия, Господь извлекает для людей урок, чтобы укрепить их в самом главном, в вере. Завистливые книжники, ищущие, в чем бы обвинить Господа, обступавшие его в городах плотной толпой, тут же выдвинули против Христа обвинение в богохульстве: «Кто может прощать грехи кроме Бога?» И Господь показывает и для них, и для нас, и для всякого человека, что Он может прощать грехи, что Он есть истинный Мессия. Он не только простил грехи расслабленному, но в ту же минуту исцелил его, сказав: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», и тем показал, что Он есть Господь.
Народ изумился, увидев это явное чудо, и прославил Бога, но он не воздал славу Сыну Божию, не обратился к Нему, как к обещанному Богом Спасителю, не понял, что именно Тот, кто перед ним, и есть путь, истина и жизнь. О чем мы слышим в другом сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь говорит, что нет иного пути ко спасению кроме Христа: «Я есмь дверь, – говорит Он, – кто войдет Мною, тот спасется и войдет, и выйдет, и пажить обрящет». «Я есмь пастырь добрый; и знаю своих, и Мои знают Меня». Эти очень важные слова свидетельствуют о том, что между Христом и верующим в Него человеком должна быть хотя и незримая, но очень прочная связь, когда верные Христу овцы безошибочно узнают Пастыря – Христа, потому что знают Его, а Он знает их. Человек должен быть уверен, что он Господень, что Господь, полагающий душу Свою за овец, его знает. В данном случае говорится о членах Церкви, о верных, о верующих в Него. И хотя Господь пострадал за всё человечество, за каждого человека в человечестве, но воспримут эту жертву лишь верные, для них Его жертва имеет практический смысл. Уничтожая границы времени и пространства, Господь говорит, что у Него есть и другие овцы, не сего двора, не те, среди которых Он живет и проповедует, то есть, что Его проповедь имеет всемирный характер, и человечество услышит голос Христа, и будет одно стадо и один Пастырь. Он говорит о Церкви, где стираются все национальные и иные различия между людьми, где падают перегородки и, наконец, исчезает страстная вражда между людьми. Это Церковь, основанная Христом, которая будет существовать до прихода Спасителя. Но каждому из нас желательно еще в этой земной жизни научиться узнавать Христа, как это сумел сделать празднуемый сегодня святитель Григорий Палама, который жил так, чтобы увидеть Христа в свете преображения не только в жизни небесной, но и в жизни земной, чтобы еще на земле соприкоснуться с твердым и несомненным началом жизни во Христе.
Архимандрит Дамаскин (Орловский). 31 марта 2024 г.
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви. 19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.