Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа.
Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста
В Священном Писании запечатлено не только откровение о Царстве Божием, не только о Троице, о Духе Святом, но и о взаимоотношениях Господа нашего Иисуса Христа и человека, оно освещает глубины человеческого духа, те тяжкие последствия первородного греха, которые со временем укреплялись в человеке страстями. Стал ли человек лучше после грехопадения, после многократно посылаемых к нему праведников и пророков, через которых Бог обращался к человеку? Из Священного Писания и скорбной истории человечества скорее видно обратное. Мы видим в человеке упорство в отстаивании греха, упрямое невыполнение почти любой просьбы не только Божией, данной в заповеди, но и простой человеческой, если в ее выполнении человек не видит материального интереса. Причем, человек часто оказывается неспособен выполнить самую нейтральную просьбу в той форме, о которой его просят. А часто и вообще ее игнорирует. Хуже того, он игнорирует просьбу своего главного, а в каких-то случаях и единственного благодетеля – Христа.
Прокаженный, стоя на коленях, умолял Христа исцелить его. Христос в тот же миг, коснувшись пораженного проказой тела, исцелил его. Господь повелел, чтобы он никому не говорил об этом и даже – редкий случай – строго на него посмотрел, подчеркивая тем самым важность просьбы, и отослал исцеленного от себя до того, как собрался народ, чтобы чудо не стало гласным, что в свою очередь не позволит Ему войти в город явно. Что же сделал исцеленный Христом человек, которого Господь и просил, и строго на него смотрел, и велел ему отправляться к священнику, чтобы в соответствии с законом Моисеевым исполнить полагающийся обряд. Он нарушил все просьбы своего Благодетеля, он тут же стал рассказывать всем о чуде, нарушил существовавшие тогда обычаи и сделал соучастником этого нарушения своего Божественного Благодетеля, Христа, хотя имел четкую инструкцию, что надо делать при исцелении от проказы. К чему это привело? К тому, что Господь уже не мог явно войти в город. Один исцеленный, но непослушный человек создал препятствия для слушания в городе проповеди Христа для многих. Только через несколько дней Господь смог вернуться в Капернаум, причем, Он сделал Свой приход как можно более незаметным. Но слух, что Христос находится в городе, всё же разнесся, и во внутреннем дворе дома, где Господь беседовал с людьми, собралось множество народа, так что четыре человека, несшие на постели расслабленного, не смогли войти в дом через двери и вынуждены были опустить постель с расслабленным через крышу, которой был покрыт двор. Иисус, видя веру пришедших, сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Тем самым Он сразу же указал расслабленному на причину его болезни – грехи. Но и самое важное, на что указывает евангелист, – на веру пришедших, включая веру их больного собрата. Пять человек, нисколько не сомневаясь, что Господь исцелит, двинулись в путь и, преодолевая препятствия, предстали перед Господом. Это пример и урок, насколько важна общая молитва – и тех, кто непосредственно нуждается в Божией помощи, и тех, кто желает помочь страждущему собрату. К сожалению, на практике бывает по-другому. Страждущий не просит о помощи по своему неверию, об этом просят его близкие, или страждущий просит, но нет тех близких, которые бы с верою просили вместе с ним.
Из всего, даже из человеческого неверия, Господь извлекает для людей урок, чтобы укрепить их в самом главном, в вере. Завистливые книжники, ищущие, в чем бы обвинить Господа, обступавшие его в городах плотной толпой, тут же выдвинули против Христа обвинение в богохульстве: «Кто может прощать грехи кроме Бога?» И Господь показывает и для них, и для нас, и для всякого человека, что Он может прощать грехи, что Он есть истинный Мессия. Он не только простил грехи расслабленному, но в ту же минуту исцелил его, сказав: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», и тем показал, что Он есть Господь.
Народ изумился, увидев это явное чудо, и прославил Бога, но он не воздал славу Сыну Божию, не обратился к Нему, как к обещанному Богом Спасителю, не понял, что именно Тот, кто перед ним, и есть путь, истина и жизнь. О чем мы слышим в другом сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь говорит, что нет иного пути ко спасению кроме Христа: «Я есмь дверь, – говорит Он, – кто войдет Мною, тот спасется и войдет, и выйдет, и пажить обрящет». «Я есмь пастырь добрый; и знаю своих, и Мои знают Меня». Эти очень важные слова свидетельствуют о том, что между Христом и верующим в Него человеком должна быть хотя и незримая, но очень прочная связь, когда верные Христу овцы безошибочно узнают Пастыря – Христа, потому что знают Его, а Он знает их. Человек должен быть уверен, что он Господень, что Господь, полагающий душу Свою за овец, его знает. В данном случае говорится о членах Церкви, о верных, о верующих в Него. И хотя Господь пострадал за всё человечество, за каждого человека в человечестве, но воспримут эту жертву лишь верные, для них Его жертва имеет практический смысл. Уничтожая границы времени и пространства, Господь говорит, что у Него есть и другие овцы, не сего двора, не те, среди которых Он живет и проповедует, то есть, что Его проповедь имеет всемирный характер, и человечество услышит голос Христа, и будет одно стадо и один Пастырь. Он говорит о Церкви, где стираются все национальные и иные различия между людьми, где падают перегородки и, наконец, исчезает страстная вражда между людьми. Это Церковь, основанная Христом, которая будет существовать до прихода Спасителя. Но каждому из нас желательно еще в этой земной жизни научиться узнавать Христа, как это сумел сделать празднуемый сегодня святитель Григорий Палама, который жил так, чтобы увидеть Христа в свете преображения не только в жизни небесной, но и в жизни земной, чтобы еще на земле соприкоснуться с твердым и несомненным началом жизни во Христе.
Архимандрит Дамаскин (Орловский). 31 марта 2024 г.