PB
Бодрость духа

В бедном жилище в Ефесе великий Апостол язы́ков диктовал писцу свое замечательное послание к Коринфянам. Много разрешил он в нем вопросов и недоумений, выдвинутых жизнью неокрепших в вере христиан и их положением среди враждебных иудеев и язычников. Уже утомился и Апостол, и писец, и рука последнего уже нащупала конец пергамента. Но Апостол еще не хочет успокоиться. Вопросы, им разрешенные, выдвинуты временной жизнью. А он хочет дать им единое на потребу наставление, которое было бы полезно во всех обстоятельствах жизни. И вот раздается вдохновенное прощальное наставление святого Павла: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. <...>

Итак, надо бодрствовать, сторожить свою душу от многочисленных опасностей. А как сохранить эту бодрость души? Для этого, прежде всего, необходимо удалить от себя всё, что рассеивает ее. А рассеивают ее наши самонадеянность и наше отчаяние – эти две крайности, благодаря которым живая душа может удалиться от живого Бога. Человек самонадеянный похож на самонадеянного караульного. Думается ему, что опасностей нет, что он далеко, что у него достанет силы и умения их отразить. И в надежде на свои силы спит такой человек сном греховным, не думая о перемене своей жизни к лучшему. Настоящий его день есть копия вчерашнего, а завтрашний день тоже будет подобием последнего. Не любит такой человек думать о перемене жизни, боится он всякой мысли живой, как боится болезненный человек всякой струи холодного воздуха в теплой комнате. <…> И вот приходит на него опасность в день, в óньже не чает, и в час, в óньже не весть (Мф. 24, 50): и прежнее благодушие переходит в отчаяние. Теряется тогда уверенность в своих силах, а вместе с этим и надежда на богатство, на связи с сильными мира сего. К чему всё это, когда сама душа вопиет против бесполезно проведенной им жизни?! Сознавая свою слабость, свою оставленность прежними друзьями, человек в отчаянии доходит до ропота на Бога, до озлобления на ближних, забывая о необходимости покаяния и возможности исправления с помощью Божией.

Но только вера сохраняет бодрость человека. Поэтому Апостол, приглашая нас бодрствовать, наставляет: стойте в вере. Значит, вера истинная есть не только щит, нас ограждающий, разженные стрелы лукавого угашающий, но и незыблемое основание, стоя на котором человек вовеки не поколеблется. Пусть сатана насылает на него многоразличные ветры искушений, чтобы сдвинуть его с этого незыблемого основания. Пусть он подвигнет к нему красивые, но легкие камни разных лжеучений. Он не успевает ничего сделать против христианина, которому сладко оставаться на камне веры. Это чудный камень, братья! Он ленивых побуждает, нерадивых исправляет, усердных веселит, страждущих утешает: всякому дает по его потребе. И все не тесно вмещаются на нем, наоборот, при бо́льшем числе находящихся на нем он делается шире, поместительнее. Блаженны на нем богатые и бедные, слабые и сильные, знатные и незнатные, ученые и неученые. <...> Вера вас поддержит во время опасностей, удержит от искушений, утешит в скорбях, охранит от лености и упущений, возбудит вашу ревность, усилит радость о ваших успехах, ибо даст вам знать о том, что вы потрудились не только пред очима человеческими, но и Господа ради.

Но Апостол приглашает нас не только стоять в вере, а и утверждаться в ней. Этим он с одной стороны нас предостерегает от самомнения, а, с другой, побуждает к большему. Основание веры, на котором мы стоим, должно быть нашим всегдашним основанием, с которого ни одна сила не могла бы нас сдвинуть. Поэтому нам необходимо умом и чувством углубляться в предметы веры, получая от них всегдашнее утешение и поддержку. Дерево плохо росло бы и оставалось бы бесплодным, если бы оно корнями не углублялось в родную почву. По словам опытных садовников, большую услугу оказывают им весенние ветры: они расшатывают их, давая возможность корням глубже заходить в мягкую почву. Так и мы даже во дни искушений и опасностей имеем возможность углубляться в учение веры, искать в ней сладостных утешений и поддержки. Нам и теперь и всегда нужна бодрость души, чтобы не умирать заживо. Поэтому да стоим мы в вере нашей крепко, да утвердимся в ней навсегда. Если у нас сейчас достаточно сильная вера, не удовлетворимся этим, а воззовем к Подателю благ, подобно Апостолам: Умножь в нас веру (Лк. 17, 5). А кто чувствует слабость своей веры, как бы неверие, тот пусть молится о душе своей, как молил некогда Спасителя родитель за своего бесноватого сына: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Аминь.
                                                                                                                                                                  г. Пермь, 16 ноября 1914 года