Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. (Евр. 13, 14-15)
Почему так много в Православной Церкви больших праздников? К чему это? Ведь таким образом пропадает масса времени, каждый нерабочий день приносит много убытков стране.
Подобные вопросы возникали и раньше, не говоря уже о сегодняшнем дне. Как же отвечать на это православным христианам? Церковные праздники имеют целью отвлекать христианина хотя бы на короткое время от земли, ее интересов. Они напоминают нам, что мы не только граждане земли, а и неба (Евр. 13, 14). Они говорят нам о новой земле и новом небе, куда мы призываемся после смерти тела для вечной жизни (2 Пет. 3, 13). Земля и так уже заполонила нас, тянет к себе всеми своими способами, мы к земле прильнули и не желаем расстаться с ней. А расстаться необходимо, потому что смерть ожидает решительно всех. Как человек, привыкший жить в душной комнате, ленится выйти на свежий чистый воздух, так и люди в большинстве своем предались земным интересам, и не тянет их подышать чистым святым воздухом неба. Пусть неприятным будет напоминание всем, не признающим больших церковных праздников, пусть они уходят от Бога и вечной жизни, а Церковь Православная все же будет звать к Богу в дни своих праздников, потому что истинно Христово речение: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3).
Праздники святые не только напоминают нам о Боге и вечной жизни за гробом, но вместе и приготовляют нас, сынов земли, к общению с Богом и вечной блаженной жизни. Всякое пребывание наше в храме Божием, соединенное с истинной молитвой и покаянием в своих грехах, а особенно в дни поста и очищения себя в Таинстве Исповеди и приобщения Христовых Таин, приближает нас к Богу и является этапом нашего внутреннего возрождения в духовной жизни. Ведь спасение наше – сложный духовный процесс: оно есть преображение наше из ветхого человека с его страстями – в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).
Церковные праздники необходимы для мирских людей, не говоря уже об иноках, которые самим своим положением призваны к ежедневному богослужению. А то скажешь: зачем эти монашеские ежедневные молитвы? Что же, весь год праздновать – когда же работать? В самом деле, как понять эти ежедневные богослужения? Не говоря уже о том, что молитва и ежедневные богослужения есть непрерывный физический труд, приносящий не меньше болезней тела, чем труд физический, ежедневное богослужение имеет полное идейное оправдание с христианской точки зрения. Ежедневные молитвы и богослужения иноков и пастырей имеют в виду спасение всех людей и их внешнее благополучие, они призывают и привлекают Божие благословение на всю земную работу, чтобы она, давая все необходимое человеку для жизни, напоминала бы людям, что и все земное зависит не столько от установленного порядка, сколько от Божьего промышления: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
О чем говорят ежедневные богослужения и молитвы Церкви Христовой? – Они указывают нам содержание будущей вечной жизни для последователей Христа Спасителя, ибо в чем, как не в непрестанном служении Богу, будет состоять дело наше в жизни вечной, где совершенно умолкнут земные интересы с их суетой: И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии обличенные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр. 7, 13-15).
Без церковных праздников, которых для мирян гораздо меньше, чем рабочих дней в году – из трехсот шестидесяти пяти не больше восьмидесяти, считая и воскресные дни, – люди совершенно опустились бы, забыли бы свое самое высокое призвание – быть образом Божиим, по подобию Божиему, утратили бы любовь, милосердие, веселие и радость души, превратились бы в людей скучных, унылых и в конце концов впали бы в отчаяние.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения. Т. 2. Тверь 2005