scale 1200
Православная Церковь, как это изложено в «исповедании» её, учит о молитвенном призывании святых так: «мы призываем святых в посред­ничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою, но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни сво­ей) молятся за других и ходатайствуют не только частно, в тайне, но и всенародно, открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога».

Будучи послушны голосу своей Матери – Православной Церкви, и мы, православные христиане, на каждом шагу своей многотрудной жизни обращаемся к святым Божиим с молитвой.

Примеров призывания в молитвах к Богу святых множество, как в Свя­щенном Писании, так и в чуть ли не двухтысячной истории Православ­ной Церкви.

Священное Писание не только повествует о призывании в молитвах святых, но и свидетельствует, что призывание святых заповедано Самим Богом.

Так, в книге Бытия рассказывается о том, как Герарский царь Авимилех взял к себе Сарру, жену Авраама, и Бог явился ему и приказал отпус­тить Сарру, ибо «Авраам пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт 20, 7). <...>

Если мы, грешные, надеемся на свои молитвы и ими думаем приблизить к себе Бога, то сколь действеннее и сильнее дол­жны быть молитвы тех избранников Божиих, которых Сам Спаситель на­звал Своими друзьями (Иоан. 15 гл., 14 ст.). Если по молитвам нас, живу­щих часто не как друзья Божии, а как враги Его закона, посылает Господь на землю Своё благословение, то как не послать Ему его, если об этом просят праведники, молитва которых по слову Апостола (Пак. 5,16) «много может»? Вот, потому-то и Священное Писание говорит, что Сам Бог иногда ищет праведного человека, который бы мог вознести достойную Бога мо­литву за погибающее человечество.

Когда еврейский народ находился на краю погибельной пропасти, в ко­торую его влекло отпадение от истинного Бога, то Господь чрез Своего про­рока Иезекииля говорит такие слова: «Сын человеческий! Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они – олово, медь и железо и свинец в гор­ниле, сделались, как изгарь серебра... Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак, изолью на них негодование Мое» (Иез. 22 гл., 18, 30-31 ст.). Из этих слов ясно видно, что Сам Бог ищет такого челове­ка, который бы стал стеною между Ним и Израилем или, другими словами, ходатайствовал бы пред Богом за нечестивый народ.

Если же Богу приятны ходатайства святых, если их Он даже Сам ищет, то нам грешным не остаётся ничего другого, как просить у праведных, чтобы они неумолчно воссылали к Богу свои молитвы о нас, коснеющих и ежечасно погрязающих во грехах.

Для нас не должно иметь значения то обстоятельство – живут ли свя­тые на земле, или наши ходатаи уже перешли на небо; мы должны знать только одно, что для Бога, внимающего их молитвам, а также и для их любящего сердца пространства не существует. <...>

Наша вера в молитвы святых, перешедших на тот свет, имеет основа­ние и в Священном Писании. В откровении Иоанна Богослова повеству­ется о том, как тайнозритель видел, что пришёл к Престолу Божию святой ангел «и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиа­ма с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (8 гл., 3-4). А в другом месте этой же книги (6 гл., 9-10) записано, что святые на небе молят Бога, чтобы Бог наказал злых людей, живущих на земле.

История же христианства сохранила множество фактов, доказывающих действительность ходатайств почивших святых. <...>

Возноси же и ты, православный христианин, пламенные молитвы к тем, кто их слышит и может исполнить, т.е. к Богопрославленным праведни­кам! Не забывай Божиих угодников, и они не забудут тебя! В радости ли, в горе, всегда прибегай к ним, ибо они не чужие нам, но близкие наши хра­нители, молитвенники и ходатаи, которые чутко своим, исполненным любви, сердцем прислушиваются к стонам и воплям нашей страдающей земли!

                      Почаевский листок. 1913 год